Гете - институт (Москва) И Музей кино представляют в программе FILM FORUM первый показ в России фильм режисера Ульрике Оттингер по роману И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев" (Участник "Международного форума молодого кино" на Берлинале-2003).
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ
Zholf Stuhle. CINETYP AG, Германия, 2003-2004. По одноимённому роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Режиссёр, оператор, монтажёр, сценарист - УЛЬРИКЕ ОТТИНГЕР.
В ролях: Георгий Делиев, Геннадий Скарга, Светлана Дягилева, Борис Раев, Ольга Равицкая.
На русском и немецком языках.
"12 стульев" Ульрике Оттингер - экранизация одного из самых неподдающихся экранному переложению произведений русской литературы в интерпретации одной из самых смелых женщин-режиссёров современности и с блистательными актёрами комик-труппы "Маски-шоу". Мировая премьера этого беспрецедентного проекта с успехом прошла на Берлинском кинофестивале в этом году, в рамках "Международного форума молодого кино".
"В основе "ДВЕНАДЦАТИ СТУЛЬЕВ" Ульрике Оттингер лежит гениальный роман, где в самом материале прослеживаются все главные черты "плутовского" стиля. Экранизировать этот сложнейший материал было необходимо с юмором и полноценным искусством рассказчика, пристальным вниманием к деталям и неустанным воображением. Ей это удалось. Именно экранизация Ильфа и Петрова стала тем плацдармом, на котором Оттингер смогла применить свой психологический, проницательный стиль повествования, скрупулёзно выстроить эпизоды, смешать поэзию с "экшеном", стилизацию с абсурдом. Гетерогенные элементы из Шекспировского театра, комедии дель арте, трагикомедии, гоголевские мотивы, преклонение перед Эйзенштейном, пародия на спагетти-вестерн, стилизация под документальное кино, авангардистские приёмы и даже романтическое видовое кино - всё смешано в "Стульях", всё здесь есть.."
Кристина Н. Бринкман (каталог Берлинале-2004).
По желанию автора и с согласия продюсера первый в России закрытый показ нового трёхчасового фильма Ульрике Оттингер по роману И.Ильфа и Е.Петрова пройдёт в Музее кино 15 апреля в рамках "Дней культуры Германии в России" (программа Film Forum).
15 апреля, зал Сергея Эйзенштейна (5), 18.30.
Аккредитоваться на единственный показ фильма в России и получить пресс-релиз картины можно в пресс-службе Музея кино, с 13 до 18 часов ежедневно, в количестве одного человека (от издания), двух - от кинодистрибьюторских организаций по телефону 255 96 88 или выслав заявку с указанием издания или компании на адрес .
УЛЬРИКЕ ОТТИНГЕР О ФИЛЬМЕ
В 2001 году, находясь в командировке по случаю съёмок фильма Southeast Passage, я путешествовала по так называемым "белым пятнам" карты Европы - по тем местам, существование которых в СМИ обычно замалчивается. Начав с Берлина, я проехала через Польшу, Чешскую республику, Венгрию, Словакию, Румынию, Болгарию, прежде чем добралась до пункта назначения - Одессы. Одновременно с этим я пустилась и в литературное путешествие по романам, рассказам и поэзии этих стран. И моё внимание в связи с этим сразу же привлёк роман "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Опубликованный в 20-е годы он впечатляюще описывает сложную, полную противоречий ситуацию в постреволюционной России, хотя и по сей день его можно рассматривать как аллегорию настоящей России, бывшего СССР.
Совершив ещё две экспедиции на Украину, я нашла те места, которым суждено было стать основным местом действия в моей будущей картине:
- Вилково, маленькую деревушку на молдавско-румынской границе, в миниатюре напоминающий Венецию, а в прошлом мощнейший торговый центр на пересечении двух притоков Днепра;
- деревеньку Тартар в могучих Кримовских горах;
- элегантные курортные города на берегу Чёрного моря, напоминающие чем-то Лазурный берег Франции;
- и Одесса - город, где совмещены полуразрушенные дворики, замечательные проезды и спускающиеся к гавани лестницы; малейший шаг по которому вызывал в памяти кадры о революционном фильме Сергея Эйзенштейна.
Для меня эта география "Двенадцати стульев", помимо места действия картины, стала ещё и активной визуальной структурой фильма, которая помогла воссоздать окружающую героев картины реальность, реальность, где переплелись характеры и места из разных эпох истории России, настоящей и ушедшей...
Двое исполнителей главных ролей фильма во многом напоминают авторов романа, Ильфа и Петрова. Георгий Делиев, урождённый одессит, играющий в фильме Остапа Бендера, - популярный актёр, который в своём собственном театре продолжает традиции бурлеска. Больше того, своим участием в телевизионных программах "Маски-шоу" он хорошо известен на Украине. Геннадий Скарга, приглашённый на трагикомическую роль бывшего дворянина, принадлежит к целой одесской актёрской династии, но, несмотря на это, в его репертуаре роли не только из классики русской драмы, но и в современных американских театральных постановках.
О режиссёре УЛЬРИКЕ ОТТИНГЕР
Уже с ранних работ, сделанных Ульрике Оттингер в начале 70-х, стало ясно: в немецком кинематографе появился новый голос - оригинальный, свежий, по-новому провоцирующий. Начинала Ульрике в Париже - с занятий живописью, которые принесли ей широкую известность как художнице после нескольких выставок в Европе перед возвращением в Германию. Свой первый фильм режиссёр сняла в 1971 году и с 1973 живёт в Берлине. За последние 20 лет Оттингер поставила 15 картин, включая полнометражные и экспериментальные документальные ленты.
Её ранние художественные фильмы подробно исследовали многочисленные субкультуры и разношёрстные народности, населяющие Берлин. "МАДАМЕКС" (1977), феминистский фильм про пиратов, был снят в театрализованной манере и впервые представил широкой киноаудитории кумира андеграунда Табию Блюмшайн в роли острой на словцо и затянутой в кожу капитанши. В cледующем фильме Оттингер - "БИЛЕТ В ОДНУ СТОРОНУ" (1979) - Блюмшайн сыграла шикарную пьянчужку, разгуливающую по ночному Берлину в компании со своей прислугой. В числе других знаменитых работ Оттингер - "ДОРИАН ГРЕЙ В ЖЁЛТОЙ ПРЕССЕ" (1983) с женщиной в роли знаменитого героя романа Оскара Уайльда (актриса и модель Верушка фон Лендорф) и "ЙОХАННА Д'АРК ИЗ МОНГОЛИИ" (1989), где герои, пассажиры Транссибирского экспресса, неожиданно для себя приоткрывали занавес над самобытной монгольской культурой.
В своих исследованиях необычных аспектов современной культуры, что бы она для этого ни делала - продирается ли с монгольскими кочевниками через пустынную тайгу (ТАЙГА, 1992) или пересекает в 1990 со своими сотоварищами только что отменённую границу между Восточным и Западным Берлином (ОТСЧЁТ НАЗАД, 1990) - Оттингер обычно использует потрясающий визуальный ряд. "Она работает вопреки возрастающей гомогенизации современной жизни: ирония, способность создавать чудеса, шутливость - её орудия. Она говорит с нашей скрытой потребностью в мирах странных и эксцентричных" (Leslie Cami, The Village Voice).
Захватывающего эффекта Оттингер достигает инновационным и экспрессионистическим использованием костюмов, композиции и необычных декораций. Обладатель универсального таланта, она замыкает на себе широкий ряд креативных и административных обязанностей при кинопроизводстве: помимо режиссуры занимается и сценарием, и продюсированием, и операторской и даже постановочной работой. Вне кино Ульрике работала театральным режиссёром и этнографом, а её фотографии выставлялись в многочисленных галереях; также она - автор нескольких книг.
Оттингер повезло с актёрами: среди её подопечных, кроме новичков-дебютантов, на съёмочной площадке в разное время оказывались звёзды мирового масштаба, как Дельфин Сейриг, Эдди Константин, Нина Хаген и ведущие актёры в немецком киноандеграунде - фирменные "фассбиндеровские питомцы" Ирм Херрманн, Курт Рааб, Магдалена Монтезума…
Фильмы Оттингер - постоянные участники мировых международных кинофестивалей, снискавшие успех зрителей и критиков. Ульрике, отдадим должное, кроме того, одна из немногих женщин-режиссёров Европы, добившихся международного признания.
"Ульрике Оттингер работает на периферии того уровня, которая постоянно помещает её на лезвие ножа. Мультикультурализм её картин носит в себе тот взрывной импульс, который в разной степени заражает - сексуально или иначе - мегадозой гиперболизированных различий между зрителями разных стран и убеждений. Таких, как она, больше нет." (Лоренс Рикельс, Артфорум, 1993).
ФИЛЬМОГРАФИЯ /FILMOGRAPHY
1972-73 Лоакоон и сыновья/ Loakoon & Sohne
1973 Берлинская лихорадка/ Berlinfieber
1975 Заклинание синих моряков/ Bie Betorung der Blauen Matrosen
1977 Мадам Х - абсолютная правительница /Madame X - Eine Absolute Herrscherin
1979 Билет в один конец /Bildnis Einer Trinkerin-Aller Jamais Retour
1981 Уродеца Оралндо./Freak Orlando
1983-84 Имидж Дориана Грея в зеркале жёлтой прессы /Dorian Gray im Spiegel der Boulevardpresse
1985 Китай - искусство - изо дня в день/ China-die Kunste-Der Alltag
1986 Чувство превосходства /Superbia-Stolz
1987 Усинимаге/ Usinimage
1988-89 Йоханна Д'Арк из Монголии/ Johanna d'Arc of Mongolia
1989 Обратный отсчёт/ Countdown
1993 Тайга/Taiga
1997 Заложник Шанхая/Exile Shanghai и др.