21 апреля в 17.00 в Новосибирском художественном музее (Свердлова, 10) открывается выставка "Ливада" (в переводе на русский - райский сад) Себастьяна Ликана и Санду Бортника. Себастьян Ликан - молодой православный священник из Румынии с интересной биографией. Как художник он работает в традиции народной трансильванской иконы на стекле. Народная живопись на стекле возникла в XVII веке и достигла расцвета в XVIII-XIX веках на востоке Центральной Европы - в Богемии, Австрии, Словакии, Венгрии, Сербии, Буковине и Трансильвании.
В Трансильвании иконы на стекле писались самими крестьянами и для крестьян. Подобно тому, как в Центральной России центрами иконописания были владимирские села - Палех, Холуй, Мстеры - села Никула и Герле в Трансильвании стали центрами румынской крестьянской иконы на стекле. Сама техника живописи на стекле была занесена в Трансильванию из более западных регионов Австро-Венгрии, из Богемии и Австрии, куда, в свою очередь она попала из Италии в период Возрождения, но, в конечном итоге, восходит к искусству Византии. Используя технику, а также некоторые композиционные шаблоны западной живописи на стекле, крестьянские мастера изменили их применительно к румынскому народному эмоциональному строю, упростили форму, усилили декоративность. В целом же, возникшая трансильванская народная икона на стекле осталась верна традициям православной иконы на дереве, иконографии византийского толка. Иконы на дереве - русские, попадавшие в Трансильванию из Молдавии, сербские, греческие из Афона - были относительно дороги. Икона на стекле, скромная, непритязательная, красочная была доступна крестьянству и получила массовое распространение. Она была в каждом крестьянском доме.
В XVII-XIX века писали натуральными красками, с конца XIX века - фабричными. Изображение строится локальными цветовыми пятнами, обведенными контрастной каймой. Яркие цвета и орнаментальный ритм линий те же, что и в народном декоративно-прикладном искусстве. Кайма решала не только декоративные задачи, но и сакральные, выделяла на иконе священную зону- святой образ. Используемый в иконах орнамент в виде "канатного мотива" имеет многочисленные параллели в зодчестве, резьбе по дереву, в ковроткачестве и керамике и является знаком течения времени и ритма жизни.
Поздние иконы несколько ниже по качеству ранних, но и они обладают определенным обаянием. Традиции передавались от поколению к поколению, но жизнь вокруг менялась. К концу 30-х годов ушли почти все мастера и традиция едва не оборвалась, но все же дошла до наших дней. После нескольких десятилетий забвения интерес к ней возродился в 1960-70 годы. На неё обратили внимание художники и искусствоведы. И не только они. Свою роль в сохранении традиции народной иконописи на стекле сыграл монах Никулинского монастыря Илларион, сначала собиравший, а позднее, начавший копировать старинные крестьянские иконы. Впоследствии Илларион Мурешан стал работать в собственной манере, сочетающей стиль византийской традиции с характером крестьянской живописи. Он подал пример другим румынским священникам. Этот же путь избрал и молодой священник Себастьян Ликан, уже успевший после окончания семинарии в Бухаресте и стажировки в Париже, пожить в монастыре, послужить 6 лет сельским священником в Черновицкой области, приехать в Сибирь.
В своей живописи на стекле Ликан следует традиции, сохраняет и передает интонацию крестьянской иконописи, её простоту и искренность.
Другой участник выставки - профессиональный скульптор Санду Бортник уже достаточно известен в Новосибирске, где он живет и работает, организует симпозиумы снежной, каменной и деревянной скульптуры, участвует в выставках. Участвует он и в художественной жизни Петербурга, где жил и учился.
На выставке Бортник покажет ряд работ христианской тематики.