С 5 по 30 апреля в выставочном зале редакции журнала "Новый мир искусства" будет действовать выставка африканской скульптуры "Гость издалека".
Для обывателя, а к таковым относится зримое большинство, Африка - это что-то очень далекое. Далекое и по расстоянию, и по духу. Даже интеллектуальная, художественная элита вовсе не готова к признанию безусловной ценности африканской эстетики. Слишком далеко, казалось бы, разошлись культурные традиции. Слишком в стороне от основных творческих исканий в "больших" стилях Европы и Америки XX века оказались африканское искусство, музыка и литература.
Чем-то попользовались перед и после I мировой войны. Что-то оценили и формально признали в 60-70-е. Но и тогда это была во многом преходящая мода. По-настоящему искусство Африки, искусство архаики в его различном региональном и историческом обличии (архаическая Греция, Иберия, индейцы Америки, австралийцы и океанийцы, коренные народы Сибири и многое-многое другое) не стало уделом, достоянием и питательной духовной средой ядра сегодняшней культуры.
А ведь скоро можно отмечать сто лет с момента символической даты фактического "признания" африканского искусства, беря за основу создание программного произведения кубизма - "Авиньонских девиц" Пабло Пикассо. Это было в 1907 году. Использование в ней пластического образа африканской маски означало новый этап не только художественной толерантности, но и художественной ориентированности европейских вкусов. Европейская скульптура XX века - творчество Жака Липшица, Генри Мура, Барбары Хепворт и многих других - во многом обязана именно той свежей волне, которая ворвалась в законсервированный мир форм культур Англии, Франции и Германии с момента "открытия" тех произведений, которые раньше считались (в лучшем случае) лишь занятными иллюстрациями к этнографическим изысканиям. Почти в то же время (начало XX века) и в том же направлении эстетические искания и находки происходили в России. Потом, правда, истоки авангардной пластики были в нашей стране подзабыты - впрочем, как и сама модернистская традиция.
В последние десятилетия в России происходит медленный рост интереса к художественной культуре "дикой" Африки. Этому должно способствовать и знакомство с редкими российскими собраниями африканской скульптуры, из которых одним из лучших является коллекция Михаила Леонидовича Звягина. При первом же взгляде она потрясает богатством и обилием материала, фактурой и образностью собранных им предметов, завораживающей магической их силой. Коллекция представляет почти все основные пластические культуры Тропической Африки. Это - истинно художественное собрание, исполненное необыкновенной, редкой для нашей страны выразительности и красоты форм. Оно целиком и полностью отражение личности собирателя, отголосок его вкусов и пристрастий, но уже в самом своем подборе эта коллекция - замечательный художественный, исторический и научный документ. Как всякий документ, она требует серьезного внимания и изучения, но, как предмет искусства, как безупречный по вкусовым критериям образный ряд, она уже сегодня рвется на публику, нуждается в ней - для признания, любования, духовного и интеллектуального роста.
Эта коллекция - авторское произведение самого владельца, весьма яркого и самобытного художника и скульптора, такое же, как и его картины, монументы, его проекты и наброски.
Выставка в "НоМИ" представляет всего одну скульптуру из собрания Михаила Звягина - уникальное бронзовое изваяние юноши-воина (Бенин, XVI-XVIII вв., вес - 250 кг), а также фоторепродукции многих других памятников культуры из замечательного собрания петербургского собирателя.