18 марта в корпусе Бенуа открывается выставка Гавриила Скородумова, одного из первых русских граверов, современника Ф.Рокотова и Д.Левицкого. Художник разносторонне одаренный и широко образованный, сочетавший в себе таланты гравера и живописца, миниатюриста и рисовальщика, он одним из первых русских художников получил европейскую известность. На выставке представлены 60 гравюр, три живописных произведения, пять рисунков и две гравировальные доски.
Творчество Гавриила Ивановича Скородумова (1754-1792), ученика А.Лосенко, делится на три периода. Первый - время обучения в Академии художеств (1764-1772), второй - учеба и работа в Англии (1773-1782), третий - петербургский (1782-1792).
Гавриил Скородумов родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных живописцев. В 1764 году он был принят в Академию художеств, где занимался одновременно в живописном и гравировальном классах. Крупнейшим успехом Скородумова за годы обучения в Академии художеств стали гравюры для альбома "Изъяснение краткой пропорции человека". Уникальный случай: ученику поручили выполнить произведения, предназначенные стать учебным пособием по рисунку на долгие годы. В 1772 году Скородумов закончил Академию художеств с Первой золотой медалью, а в 1773 был отправлен для продолжения занятий в Лондон. Здесь, в мастерской знаменитого гравера Франческо Бартолоцци, он очень быстро овладел неизвестными в России техниками гравирования пунктиром и карандашной манерой. Очень быстро молодой художник выработал собственную творческую манеру и стиль цветной гравюры пунктиром. Гравюры Скородумова отличаются большой четкостью, рельефной лепкой и проработкой деталей. Пунктир у Скородумова довольно крупный, четкий, немного грубоватый, но именно это делает его произведения экспрессивнее и энергичнее работ самого Бартолоцци. Гавриил Скородумов был единственным русским художником, работавшим в технике цветной гравюры пунктиром.
С 1775 года Скородумов начал получать заказы от лондонских издателей и торговцев гравюрами. Он изготовил тогда такие листы, как "Размышления над Клариссой Харлоу" и "Прощание Ромео и Джульетты". В течение ряда художник воспроизводил в гравюре картины Анжелики Кауфман - модной художницы, создававшей композиции по античным мотивам. Всего им были исполнены 24 гравюры с ее оригиналов. Именно в этих листах, пользовавшихся большой популярностью в Англии, Скородумов и создал свой стиль цветной гравюры. Но Скородумов работал и по собственным оригиналам. По своим рисункам он исполнил портреты Е. Дашковой и С. Румянцева, подлинные шедевры портретной гравюры XVIII века.
В 1782 году Гавриил Скородумов по личному приглашению императрицы Екатерины II вернулся на родину. Первой известной гравировальной работой, за которую взялся художник в России, было изображение памятника Петру I скульптора Э.-М. Фальконе по рисунку П. Соколова. Работа растянулась на много лет и так и не была доведена до конца. Значительными произведениями, созданными в Санкт-Петербурге, стали портрет Екатерины II с живописного оригинала Ф. Рокотова, "Иоанн Креститель с агнцем" с оригинала Б.-Э. Мурильо и профильный портрет Екатерины II с оригинала Ф. Де Мейса.
В 1791-1792 годах Скородумов начал работу над серией видов Петербурга, предпринятой по собственному замыслу и исполнялась художником по собственным рисункам. Ранняя смерть прервала творческий путь Скородумова и работа над серией осталась незавершенной. До недавнего времени было известно только несколько фрагментов одного листа (в собрании Русского музея). На них изображена стрелка Васильевского острова со строящимся по проекту Д. Кваренги зданием Биржи. В собрании Российской национальной библиотеки хранятся еще три листа с видами Английской набережной в Санкт-Петербурге. Гравюры эти в момент своего появления представляли новое слово в художественной летописи Санкт-Петербурга. Обилие жанровых сценок, вынесенных на первый план, характерных бытовых зарисовок, знание мелких подробностей и особенностей повседневного петербургского быта говорят о живом неподдельном интерес мастера к жизни города. В этой серии Скородумов проявил большую смелость и оригинальность замысла и композиции. Вся парадная нарядная часть города, Английская набережная, отодвинута на второй план. А главную роль в композиции играет берег Васильевского острова. В дальнейшем эти гравюры оказали огромное влияние на формирование традиции изображения Санкт-Петербурга.
Кроме своего основного занятия - гравюры, Скородумов много внимания уделял акварели, занимался живописью и миниатюрой. Из живописного наследия Скородумова до наших дней сохранились два портрета - великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Очевидно, они были написаны вскоре после возвращения художника на родину.