НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Очевидные постановки Сергея Чиликова

c 18 марта по 18 апреля 2004Москва
Крокин галерея. Логотип
С 18 марта по 18 апреля Крокин галерея представляет выставку Сергея Чиликова "Емелево".

Название у села сказочное - Емелево. Но Сергей Чиликов утверждает, что оно действительно существует в наших пространствах. И что лет десять назад он сделал там большую серию снимков. Правда, такого рода снимки Чиликов мог бы сделать и в других местах, и в другие годы: персонажи, попавшие в его объектив, принадлежат к единому народному миру, который жизненные перемены обходят, в основном, стороной. Что здесь снимать? - Пейзажи да "типы", то есть деревенский лубок. А вот чтобы из-под кожи закрепленных поколениями обычаев вытащить то, что ищет Чиликов, здесь надо жить долго.

У заезжего фотографа подобная возможность отсутствует - на это просто нет времени. Зато есть возможность инсценировки, позволяющая это время сжать. В этом смысле фотограф делает то же, что и современный агротехник, который искусственно "выгоняет" за один сезон кактус такого размера, какого бы тот в природе достиг лет за десять. Правда, документальное на вид изображение при этом оказывается совершенной постановкой.

Надо однако понимать, что такое "постановка" в принципе. Это отнюдь не одна какая-то подделка жизни. Не только "быстросуп" вместо вкусной куриной лапши. И производили инсценированную документальность на свет далеко не только бесчисленные исполнители идеологических заказов. Фотография вообще, будучи фиксацией всегда находящейся в движении жизни, есть ее остановка, закрепление на месте - постановка. И эта постановка - даже не ее собственная изобретение: она переняла ее от более старых форм визуального искусства.

Так получается, что, по отношению к документальной, постановочная съемка является первичной: не то, что остановить для фотографирования, а даже просто привлечь взгляд прохожего видом камеры уже значит изменить, инсценировать естественное течение жизни. Самое жизнеподобное (ну, за исключением кино) из искусств в результате всегда испытывает недостаток достоверного. Поэтому постоянно находится в поиске жизни как своего главного энергоресурса. И как только появилась техническая возможность мгновенной съемки, фотография сразу же устремилась в сторону максимальной документальности, а фотографы стали переходить на позиции невмешательства в идущие процессы. Каждый из них как бы говорит:"Это не я придумал, такова действительность сама по себе".

Из принципа невмешательства вырастает не только эстетика "решающего момента" Картье-Брессона, но и хищническая практика папарацци - вещи, казалось бы, совершенно разные. Но будь то экзистенциальная романтика или масс-медийный цинизм - в любом случае это метода, позаимствованная из шпионского арсенала. Так или иначе, фотографическое невмешательство оборачивается нарушением чужой privacy, оказывается морально подозрительным подглядыванием.

У Чиликова же, напротив, ничего циничного нет. А вместо романтического "влечения к жизни" полным- полно здоровой эротики. Он просто следует природе фотографической профессии - делает очевидную постановку. У его героев, не избалованным вниманием внешнего мира, есть, понятно, свой идеал должного поведения "на людях", которому они следуют совершенно инстинктивно и почти все одинаково. Эту застывшую позу, Чиликов каждый раз ломает (или утрирует), вовлекая модели в свою собственную игру. Особенно ведутся на такое разогретые балагуром-фотографом молодухи: они бодро манипулируют юбками и соблазняют наш глаз своими экологически чистыми формами. Однако девичьи пьески не исчерпывают всей программы: прочие персонажи - мужики, старики и малые дети - тоже представляют каждый свой оригинальный театр. В этом прелесть самодеятельных актеров: они могут отчебучить такое, что актерам профессиональным не снилось, и в их гротескной игре всегда будет уйма реальной жизни. Ее-то энергию и "собирает" чиликовский объектив. Собирает тщательно, до капли - чуть продляя мгновенье, растягивая выдержку, отчего часть изображения очень даже документально смазывается. Будто бы все происходило не чуть-чуть дольше, а наоборот - быстрее, а потому целиком в кадр еще и не вместилось. Сумма хитростей создает эффект естественности. И в результате театр жизни превращается в жизнь театра. Сказка Емелево видится былью. А Чиликов все это называет своей системой, утверждая, что работает она исключительно эффективно. (Владимир Левашов)

www.museum.ru/N17326
Ваше мнение »»

»»Крокин галерея
Адрес:город Москва, Климентовский переулок, 9/1
Проезд:Ст. м. "Третьяковская"
Телефоны:+7 (964) 564-03-03
сайт:krokingallery.com/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 13.04.2024  x    ?  


Мультимедиа Арт Музей, Москва открыт после капитального ремонта

Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского

«Цветущий дворец» в Царском Селе: апрель, Восток, кокедама

Выставка «Планета Чайковский» открылась в Музее мировой музыкальной культуры в Даляне (Китай)

Эрик Булатов. Живу дальше. Лаборатория художника

К 225-летию со дня рождения поэта. Выставка «Пушкин и театр» в Псковском музее-заповеднике

Алексей Каллима. Теорема дождя

Выставка "Великие противоположности. Мусоргский и Римский-Корсаков" Доме-музее М.Н. Ермоловой

Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды

Разум, мораль, свобода. Иммануил Кант и Лев Толстой. К 300-летию философа

Выставка «Альбрехт Дюрер - гений Северного Возрождения» в Центре «Эрмитаж-Урал»

Модницы XIX - начала ХХ века. Из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Константин Батынков, Сергей Шеховцов. Футбол

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири. Атлас нового мира

Интерактивная выставка «Не только Третьяковы» во Владивостоке

Выставка «Война: день за днем» ко Дню войск противовоздушной обороны

«Пейзаж с купальщицами». Дар М.Ю. Карисалова Государственному Эрмитажу

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней

Марионетка Пьеро из мемориального комплекса Д.С. Лихачева. Выставка одного экспоната

Новый цикл лекций о русском искусстве "Французский вопрос - русский ответ" на ВДНХ

От эмбрионов до кибернетики. К 140-летию со дня рождения И.И. Шмальгаузена

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии

Выставка живописи П.А. Кравцова "Песня" в Музее Кондратия Белова

День космонавтики в Петропавловской крепости


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru