Два сложившихся мастера, самарский скульптор Иван Мельников и московский художник Борис Гусев объединили свои творческие потенциалы под сводами Центрального Дома художника. В зале N25 они представляют нашему вниманию живопись, графику, керамику и скульптуру.
Несколько слов о том, что свело вместе двух художников. В декабре 2003 - январе 2004 года у Бориса Гусева была персональная выставка в Самарском музее им. П.В. Алабина. Одна из сотрудниц музея рассказала ему о городской достопримечательности - скульптуре небесного покровителя города Святого Алексия Митрополита Московского, стоящей на берегу Волги. Каково же было удивление Бориса Гусева, когда он узнал, что ее автором является уже знакомый ему скульптор Иван Мельников. Позднее скульптор повел художника по городу и показал другие работы, среди которых памятники Св. Сергию Радонежскому, В.Высоцкому, трогательная и чистая композиция "Дети - работники тыла" и другие. Борис Гусев посчитал для себя за честь пригласить Ивана Мельникова к участию в проекте "Рекомендация № 4".
Поль Валери как-то заметил: "Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие". Сейчас в нашем обществе ощущается наличие депрессивных реакций на неопределенность и усложнение реальности. Существует два универсальных способа снятия этих экстремальных состояний. Первый - через рациональное осмысление каких-либо идей, чему служит, с большим или меньшим успехом, телевидение, пресса и т.п. Второй - через катарсис (субкатарсис, когда заряжаешься эмоциональным содержанием от какого-либо произведения искусства). По мере всеобщего усложнения системы культурных ценностей, усложнился сам механизм взаимоотношений зрителя и объекта современного искусства. Социальную миссию искусства перехватывает телевидение. Что, по сути - уже "подмена понятия". Однако, если общество утрачивает способность осознавать проблемы подобного уровня, то негативные импульсы загоняются глубоко в коллективное бессознательное, и, не находя выхода, подспудно повышают его агрессивность.
Задачу выставки авторы видят в плодотворном диалоге зрителя с выставленными объектами: живописью, графикой, керамикой Бориса Гусева, и бронзой и деревом Ивана Мельникова. У каждого - свой подход к решению этой задачи, но объединяет их то, что искусство - это зеркало духовных и смысловых проблем каждой эпохи, и, одновременно, подсказка к их решению.