Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, Фонд Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Государственный музей Л.Н.Толстого, Музей Родена, Париж, Франция, Музей Орсэ, Париж, Франция представляют выставку "Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель". Выставка открыта для посетителей с 18 февраля по 25 апреля.
Выставка "Встреча через столетие. Роден. Голубкина. Клодель" проходит в год 140-летия Анны Семеновны Голубкиной - одного из наиболее значительных русских скульпторов Серебряного века. Кроме работ Голубкиной, в экспозицию включены произведения ее учителя Огюста Родена, а также Камиллы Клодель - еще одной ученицы великого мастера.
На выставке демонстрируется около 30 работ Голубкиной, 15 скульптур и 9 рисунков Родена, 5 произведений Камиллы Клодель. Экспонаты предоставлены Государственной Третьяковской галереей, Музеем-мастерской А.С.Голубкиной, Фондом Пьера Джанадда (Швейцария). Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственным музеем Л.Н.Толстого; Музеем Родена и Музеем Орсэ (Франция),
Имя Огюста Родена (1840-1917) принадлежит к числу наиболее прославленных в истории мировой скульптуры. В конце XIX века он создал новую систему пластического мышления, основанную на последовательном реалистическом творческом методе. Совершенная Роденом революция дала искусству ваяния новые приемы выразительности и художественные образы, способные вместить мировосприятие и мирочувствование новой эпохи.
Путь Родена в искусстве был непростым. Так и не получив законченного профессионального образования, почти двадцать лет он довольствовался статусом ремесленника, выполняя на заказ отделочные и декоративные работы. Все эти годы он с упорством самостоятельно постигал язык скульптуры. Знакомство с искусством Микеланджело, захватившим Родена до страсти, стало началом расцвета таланта великого французского мастера.
Первые выставленные работы Родена - "Бронзовый век" (1877) и "Иоанн Креститель" (1878) - поразили современников принципиальной новацией - психологической выразительностью обнаженной натуры. Роден считал, что любое душевное движение равно выражает себя в чертах лица, в движении тела, в каждом человеческом мускуле, меняющемся в радости и в горе: "Грудь, руки, ноги - как это все беспредельно! Как много можно выразить, пользуясь только ими!"
В 1880 Роден получает государственный заказ на создание для Музея декоративного искусства в Париже монументальных дверей "Врата Ада". В их композиции, кроме тем "Божественной комедии" Данте, он использует поэтические образы Бодлера. Нескончаемая череда идей, постоянный поиск сопровождали выполнение этого грандиозного ансамбля. Он дал жизнь целому потоку самостоятельных произведений, в которых сюжеты Данте переплетались с мотивами Бодлера и стремлением самого Родена сотворить целый мир человеческих чувств и страстей. Работая над "Вратами", Роден создал более 200 фигур и композиций, к числу которых относятся и многие из представленных на выставке.
Особое место в искусстве Родена занимал портрет - жанр, требующий от художника наибольшей проницательности. Эта сторона искусства мастера представлена целым рядом произведений, среди которых - и портрет Камиллы Клодель (1883-1884). Событием стала для Родена работа над памятником Бальзаку, которой он отдал почти десять лет. В представленной на экспозиции фигуре "Бальзак в рясе доминиканца" (1892) отразились поиски образа гениального писателя.
Искусство Родена, вобравшее в себя черты романтизма и реализма, импрессионизма, символизма и модерна, патетического гротеска и экспрессии, явилось отправной точкой творческих исканий многих последующих мастеров.
Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) родилась и выросла в Зарайске, в семье, несколько поколений которой занималось огородничеством. До двадцати с лишним лет она не помышляла об искусстве. Решение стать художником и жажда профессионального образования привели ее в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем - в петербургскую Академию художеств, и, наконец, в Париж, в студию Филиппа Коларосси. В 1897 году в Париже произошло ее знакомство с Огюстом Роденом, который согласился давать ей консультации. Приезжая в мастерскую Родена, Голубкина получала задания, которые выполняла самостоятельно, а затем привозила на просмотр мастеру. Задания Родена в первый момент показались ей необычными, но потом захватили целиком. Роден поручал своим ученикам вначале выполнять не голову модели или фигуру целиком, а только отдельные части - этюды кистей рук, ступней, предлагая в них выразить характерное движение, настроение, пластику, присущую тому или иному человеку.
Однако вскоре Голубкина по собственной инициативе и вопреки рекомендациям Родена начала работу над "большой фигурой". Эта работа - "Старость" - вместе с двумя другими произведениями была принята на Весенний Салон 1899 года и удостоилась бронзовой медали Академии литературы и искусства Прованса. Для художницы это стало первым профессиональным признанием и началом самостоятельного творческого пути. Вернувшись в том же году в Россию, она начала активно работать самостоятельно. Ее искусство стало символом возрождения русской национальной скульптурной школы ХХ века.
В 1907 году А.С.Голубкина писала Родену: "До Вас все… говорили мне, что я на ложном пути, что нельзя работать так, как я... Вы не можете себе представить, какова была моя радость, когда Вы, лучший из художников, сказали мне то, что я сама уже чувствовала, и дали мне возможность быть свободной… Пока я жива, я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить… Ваша ученица Анна Голубкина".
Судьба Камиллы Клодель (1864-1943), знаменитой ученицы Родена, сверстницы Анны Голубкиной, не перестает привлекать к себе внимание и интерес. В 1885 году совсем юной она пришла в мастерскую Родена - с желанием стать скульптором, с восторгом и обожанием к личности и произведениям маэстро, который был намного старше своей ученицы. Становление ее таланта шло одновременно с развитием пылких отношений с Роденом. Клодель быстро училась, и вскоре Роден стал поручать ей выполнение ответственных работ. В его мастерской началось и самостоятельное творчество Клодель. В 1892 году она создала бюст учителя, которым тот очень гордился и никогда с ним впоследствии не расставался.
Отношения учителя и ученицы завершились окончательным разрывом в 1897 году - как раз тогда, когда в мастерскую Родена впервые пришла Анна Голубкина. На следующий год Камилла выставила целый ряд своих произведений, декларируя тем самым начало самостоятельной жизни в искусстве, и получила самые лестные отзывы.
Но Клодель не суждено было выйти из "тени учителя". Какие бы усилия она не предпринимала, ее продолжали считать лишь талантливой protegeе господина Родена. Между тем сам Роден однажды сказал: "Что касается мадемуазель Клодель, обладающей талантом размером с Марсово поле, она еще не оценена по достоинству… все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клодель моя протеже, а она - непризнанная художница… я уверен в конечном успехе…"
Сотрудниками Третьяковской галереи и Музея-мастерской А.С.Голубкиной к выставке подготовлен каталог.
Третьяковская галерея выражает благодарность компании "Бритиш Американ Табакко Россия", при помощи которой приобретена новая работа А.С.Голубкиной "Портрет А.О.Гунста", вошедшая в состав экспозиции.