18 февраля в Галерее Дизайна "Санкт-Петербург", что на Большой Конюшенной дом 2, открывается выставка знаменитой петербургской художницы Инны Олевской. Ее работы хранятся в коллекциях Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, и других крупных собраниях. Но для показа своих работ она выбрала Галерею. И неслучайно.
Новая выставочная программа галереи "Два дизайна" созвучна творческим устремлениям художницы.
Два дизайна - это Петербург-Запад, сопоставление имен, сопоставление пространств, а главное, сопоставление произведений. Чистые технологичные функциональные предметы и экспериментальные пластические декоративные формы здесь сосуществуют на равных.
Созданные в разное время, экспериментальные формы связаны, прежде всего, с Петербургом 70-х - 80-х годов, когда декоративное искусство, будучи наиболее свободным в своих художественных поисках вылилось в широкое пластическое движение, практически отошедшее от прикладных форм. Реалии искусства той поры (известный кризис проектного мышления на исходе 60-х, и полная неудовлетворенность предметным миром) вызвали у художников стремление выявить, подчеркнуть выразительные возможности декоративного искусства. Акцент в произведениях ставился именно на содержательном потенциале, возникали возможности создания образа, не уступающего по глубине станковому искусству.
В те годы Олевская, отказавшись от технологий отечественного производства, выбрала для себя студийность и эксперимент. В 70-е - 80-е она создала свои первые уникальные фарфоровые композиции, в которых предметы были наделены образным содержанием знаков и символов.
На протяжении 90-х годов Олевская переосмысливает возможности материала, пытается расширить их, создавая одиннадцать белых скульптур для монументальной инсталляции "Гений и злодейство - две вещи несовместные".
Обращение к белой фарфоровой форме - это "размышление" художника и постоянная интерпретация классики фарфора. Удивительно, но здесь находят свой общий знаменатель фарфоровая пластика восемнадцатого столетия и одновременно опыт классиков модернизма. И все же, в этом сочетании часто превалирует конструкция. Так в 2003 году возникает серия цвета и изображения на знаменитых чайниках и получашках Малевича.
Выставка "Символические предметы", это не рассказ о творчестве художницы, а, скорее, инсталляция, раскрывающая ее видение фарфора в пространстве и времени, своеобразное театрализованное действо, которое вводит нас в мир образов, новых и неожиданных для декоративной сферы.
Дистанция художник-зритель для Олевской - особая ситуация, где она стремится найти свои контакты с аудиторией. И, наверное, основными здесь будут некие пространственные "координаты", всегда моделирующие ее произведения. На выставке они обретают свою силу взаимосвязей. Звучание каждой пластической формы - результат поисков возможностей архитектуры, света, разнообразных механизмов показа, придуманных дизайнерами галереи во главе с художником. Выставочное пространство, где перекликаются реальная и художественная подлинность, и есть главное произведение Олевской.
Работая над своими "декоративными предметами", она становится дизайнером, стремящимся к завершенности, органичности композиции в выставочном контексте. Многое оказывается видоизмененным, и прежде всего - акценты "художественного времени", которые зритель может продолжить, включаясь в предложенный театр инсталляции. Изменять, сравнивать, создавать временные переклички важно для художницы. Неслучайно ее мастерская сегодня наполнена многими эпохами, создающими свою реальность, реальность искусства. Здесь естественны и органичны большие "пространственные картины", объединяющие в свои оригинальные смысловые ряды и фигурные изображения, и объемы архитектурного пейзажа, и функциональную пластику предметного мира.
Соединившие в себе идеи, смелые формы и неожиданность технологий, "символические предметы" этой выставки, несомненно, изменят наши представления о границах возможностей современного дизайна в фарфоре.
Экспозиция включает в себя произведения из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и Ломоносовского фарфорового завода. Экспонаты из личной коллекции художницы будут демонстрироваться впервые.
Выставка будет работать до 1 апреля.
Куратор проекта Маргарита Костриц.