Галерея "Файн Арт" приглашает 28 января в 18.00 на открытие выставки работ Б.П.Свешникова. Представлены живопись лагерного и послелагерного периодов, графика 70-90-х гг.
Борис Петрович Свешников (1927-1998) - живописец, график, иллюстратор книг, родился в Москве 1 февраля 1927. Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства в 1945-1946. Арестован по обвинению в антисоветской деятельности в 1946, находился в лагере в Ухте Коми АССР. Был на общих работах, затем, став ночным сторожем в деревообрабатывающем цехе и художественной мастерской при нем, занялся живописью и графикой. После освобождения в 1953 поселился в Тарусе. Реабилитирован в 1956, переехал в Москву в 1957. Умер в Москве 6 октября 1998.
Илья Кабаков, Из книги: "60-е - 70-е…Записки о неофициальной жизни в Москве", 1999, WIEN, стр.190-196: "Что же лежит в основе искусства (Свешникова)…? Смерть как неизменяемое, несмываемое, неисчезаемое состояние, именно состояние. Не смерть, как небытие, отсутствие, а "бытие смерти", ее "пребывание", если можно так сказать…Он отнюдь не метафоризировал эту тему, не делал аллегорий типа скелета и проч. Боря изображает как бы повседневность… Но дело не в сюжете и не в тех предметах, и не в том пространстве, которое он изображает, а в том особом "воздухе", в той атмосфере, которая пронизывает и наполняет эти пространства. Это воздух, из которого полностью выкачена и улетучилась всякая жизнь и всякая память о какой бы то ни было жизни… Это особый какой-то театр существ без крови, что ли. Вот эта выкаченность бытия из поз и сюжетов бытия производит убийственное впечатление.
Но дело не только в этом. А и в том, что все пространство картины пронизано особым светом… Это мир без теней, без деления на белое и черное… Холодный, чуть голубоватый свет смерти пронизывает эти предметы, этих людей, эти дома, эти горы, ландшафты, облака…
Искусство Бори делится как бы на две группы… Это удивительная серия рисунков, с которыми он приехал из лагеря,… и живописные его работы… Вот это присутствие мертвящего света особенно сильно в его рисунках… Картины Бори послелагерного периода наполнены какой-то особой фактурой, которая резко отличается от контурной техники рисунков. Они исполнены какой-то особой цветной пуантелью, которая образует странное фосфоресцирующее свечение в разных местах картины, абсолютно не связанное с тем предметным миром и с тем сюжетом, который изображен. Эти сгустки свечения скопляются в разных углах и местах, и можно сказать, что картина живет отдельной жизнью от этих предметов и людей, которые на ней изображены… Но вся сила и энергия, повторяю, этих вещей лежит в той бесконечно сложной и богатой пуантели, которая и есть главный предмет изображения на этих картинах… То есть, разведенность в известном банальном смысле - "разведенность формы и содержания" - в данном случае является одним из самых сильных и действующих средств, которые характерны для искусства Бори Свешникова".