Собрание Государственной Третьяковской галереи пополнилось еще одной работой выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля - портретом Настеньки Врубель.
Анастасия Александровна Врубель (1877-1932) - самая младшая сводная сестра художника, дочь Александра Михайловича Врубеля и Елизаветы Христиановны (урожденной Вессель), мачехи Врубеля. А.А.Врубель родилась в Вильно 2 апреля 1877 года. В молодости любительски занималась скульптурой.
В первом браке (1897) она была замужем за Евгением Юлиановичем Ходоровичем. В этой семье было пять детей. Ходорович был героем Порт-Артура Согласно семейной легенде, Анастасия Александровна участвовала в русско-японской войне как сестра милосердия. Вторично вышла замуж в 1915 году за Александра Васильевича Немитц, который позже, в советское время, был главнокомандующим Черноморским флотом и первым красным адмиралом. От этого брака было двое детей. А.А.Врубель умерла в 1932 году в Москве, похоронена на Даниловском кладбище.
Нынешняя владелица портрета - Ксения Ивановна Каршова, внучка Анастасии Александровны по материнской линии. Ее мать - Анастасия Александровна Немитц (в замужестве Шмелева) - дочь Анастасии Александровны и Александра Васильевича Немитц. У владелицы имеется фотографический портрет бабушки. Другие старые фотографии были давно переданы исследовательнице творчества Врубеля, по-видимому, Д.З. Коган.
Упоминание о портрете Настеньки существует в письме отца Врубеля к дочери Анне, сестре и близкому другу художника, от 19 апреля 1894 года. Весной 1894 года Врубель по просьбе С.И. Мамонтова сопровождал его сына Сергея в Италию на лечение. На обратном пути по морю Врубель посетил в Одессе семью отца, где прожил последнюю декаду апреля и первую половину мая. Из письма отца художника: "Миша ... гостит у нас со среды... Миша привез с собой около 20 разных видов, им самим написанных во время последнего путешествия. Некоторые из них очень хороши. Кроме того, Миша написал у нас портрет-фантазию Насти". (Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Изд. 2-е. Л., 1976. с. 123-124).
Определение отцом Врубеля реалистического портрета с натуры как "фантазии", по-видимому, относится к авторской интерпретации внешности Насти. Этот прием хорошо знаком по портретам Н. Забелы-Врубель, написанным позже. Волосы молодой девушки собраны наподобие прически древней римлянки. Кроме того, владелица портрета сохранила устную семейную легенду, согласно которой Врубель вначале написал Настю с обнаженными плечами. Недовольство родителей заставило художника изобразить платье.
Врубель нашел гармоничное цветовое соотношение голубого платья с бирюзовой лентой в прическе. Решетчатый орнамент рукавов платья перекликается с воздушными завитками волос над лицом девушки. Этот орнаментально-декоративный прием - один из устойчивых признаков авторской манеры Врубеля.
Возраст изображенной (в 1894 году ей было 17 лет) полностью соответствует косвенной датировке портрета по упомянутому письму. Сравнение портрета с другими произведениями Врубеля, созданными в 1894 году - "Испания", этюды из путешествия по Средиземноморью - полностью подтверждают авторство М.А Врубеля и датировку портрета.
Картина приобретена при финансовой поддержке Анатолия Ивановича Новикова.