25 декабря 2003 года в корпусе Бенуа открылась выставка "Хармсиздат представляет…".
Хармсиздат - издательский проект Михаила Карасика. Он существует уже пятнадцать лет и объединяет художников, литераторов, искусствоведов. Большая часть продукции Хармсиздата - "книга художника". Этот тип малолитражного издания существует с 1970-х годов на Западе и с 1990-х годов - в России. В рамках "Хармсиздата" состоялось немало событий, ставших уже историей петербургского искусства 1990-х гг.
"Хармсиздат" возник в конце 1980-х , когда стали появляться первые издания Даниила Хармса, к тому времени известного исключительно по самиздату и по детским книжкам; когда русский авангард стремительно завоевывал культурное пространство, а современное искусство утверждало себя как принципиально новый феномен, предполагавший совершенно другие жанры и формы. Начало 1990-х - это появление и расцвет "книги художника", не исчерпавшей свой ресурс за все десятилетие своего существования, несмотря на порой фантастическую изобретательность и экспериментаторство художников, расширивших границы этого жанра.
Отечественная традиция индивидуальных издательств, основанных художниками или поэтами не столь богата, однако в ней есть свои, ярчайшие страницы. Во-первых, это издательства русских кубо-футуристов - М. Матюшина, А. Крученых, И. Терентьева и И. Зданевича. Во-вторых, художественные издательства, появившиеся за последние двадцать лет, некоторые из которых напрямую связаны с традициями самиздата (например, "Мулета" В. Котлярова (Толстый)). В Москве Л. Тишков выпускает книги под маркой собственного издательства "Даблус".
Название "Хармсиздат" было выбрано для проекта вполне осознанно и является значимым. Слово Даниила Хармса в ленинградской культуре конца 1980-х - начала 1990-х годов обладало поистине магической притягательностью, а сам Хармс для Ленинграда-Петербурга - мифологическая фигура, тайный вдохновитель художников и поэтов. Хармс, как явление, стал точкой отсчета многих художественных начинаний, экстравагантных жестов и поступков, по крайней мере последних пятнадцати - двадцати лет, заслонив во многом другое "культовое" понятие - ОБЭРИУ.
Возможность создавать "своего" Хармса была уже отчасти обусловлена довольно устойчивой традицией бытования текстов Хармса в самиздате 1970-80-х гг. Отсюда и "рукотворность", и уникальность создаваемых книг, продолжавших тему хармсовской индивидуальной мифологии, прописанной в Петербурге. Иначе говоря, в самом типе письма ленинградского "чудотворца" была заложена возможность его графического авторского воплощения в камерном театре книги.
Начавшись как индивидуальный художественный проект Михаила Карасика, "Хармсиздат" в настоящее время объединяет разных авторов, специально создающих свои книги для этого издательства. Под маркой Хармсиздата вышли не только авторские книги М. Карасика, сделанные в его излюбленной технике литографии, но и сборники и каталоги выставок, посвященных книге художника или организованных в рамках Хармс-фестивалей. С "Хармсиздатом" сотрудничали в разные годы Жан-Филипп Жаккар, Валерий Сажин, Михаил Золотоносов, Владимир Эрль, Екатерина Бобринская, Юлия Демиденко. Были изданы: "Советский эрос 1920-1930 годов", "Авангардное поведение", "Дембельский альбом - Русский Art Brut" и др.
Эстетическая программа изданий Хармсиздата нацелена на воскрешение опыта художников и поэтов русского авангарда, художественных объединений 1910-1920-х и, в тоже время она по-своему претворяет достижения западной книги художника. За последнее десятилетие сложились два основных направления в книге художника: книга-объект, обыгрывающая книгу как метафору книги и предназначенная, как правило, для экспозиционного пространства, и - бумажная книга, выполненная в оригинальной графической технике. Первую собирают в основном музеи современного искусства, вторую - библиотеки. "Хармсиздат" - это претворение в жизнь второго направления, но в рамках всего проекта оно развивается параллельно с учетом открытий и достижений, сделанных в области книги как объекта.
Полное название представляемого публике проекта - "Хармсиздат представляет: Русский DADA, ОБЭРИУ box, Литконструктивизм, Ленинградский литературный андеграунд". В качестве тем выбраны малоизвестные или немагистральные направления в литературе ХХ века. Например, такие, как "Ничевоки" или "Конструктивисты" в поэзии.
На выставке представлены 30 книг, каждая напечатана художниками авторским способом: офорт, литография, линогравюра, шелкография, фотография, высокая печать и др. И, хотя проекту предшествовала серьезная литературоведческая подготовка и поиск материалов, авторы все-таки не претендуют на научность: это - реконструкция, игра во времени и с эстетикой эпохи. Всего создано четыре комплекта книг по четырем литературным направлениям. Все они разложены по разным коробкам, похожим на огромные спичечные коробки с этикеткой - названием направления. Первый комплект "ОБЭРИУ box" был готов год тому назад и за это время успел попасть в разные музеи и библиотеки.
Проект готовился два года, и бесспорно, это один из самых больших коллективных акций в русской печатной графике. В нем приняли участие семнадцать художников, три поэта и три искусствоведа. Среди художников Валентин Герасименко, Виктор Гоппе (Москва), Владимир Загоров, Юлия Зарецкая, Владимир и Татьяна Игумновы, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон,Владимир Козин, Борис Констриктор, Борис Кудряков, Игорь Лебедев, Дмитрий Пиликин, Виктор Ремишевский, Евгений Стрелков (Нижний Новгород), Владимир Уфлянд, Борис Хаимский, Андрей Чежин, Петр Швецов, Юрий Штапаков, Сергей Якунин. Выставка является одновременно и презентацией, так как сами участники не видели всего проекта в целом.
На открытии звучит "Обэриу-музыка" в исполнении: Натальи Высоких (скрипка), Романа Станскова (бузуки), Александра Маноцкова (голос, дарбука).