В рамках заключительной, 8-й выставки редакционного проекта "Новая визуальность" выставочный зал "НоМИ" с 10 по 31 декабря приглашает на выставку живописи Евы Илтнере.
Ева Илтнере родилась в 1957 году в Риге. В 1982 году закончила Рижскую академию художеств, где в настоящее время преподает живопись. С 1977 года участник крупнейших групповых национальных выставок, проходящих в Риге и за рубежом, в 1987 году в Латвии была показана первая персональная экспозиция художницы. Работы Илтнере хранятся в частных и государственных коллекциях разных стран (Музее Людвига - Аахен, ГТГ - Москва, Зиммерли музее и т.д.). В Петербурге экспонируется впервые.
Если примерить традиционный концептуалистский вопрос: "Почему картина является произведением искусства?" к практике Евы Илтнере, он обязательно приобретет новое, локализованное значение: "Почему данный квадрат холста, разрисованный красками, является картиной?". В поисках ответа мы приходим к проблеме метода, технологии, живописной формы. Для Илтнере форма - способ вербализировать эмоциональную "историю" на конкретной, "мерцающей" поверхности холста. Живописная работа превращается в эксперимент, похожий на те опыты с энергиями, которые физики проводят внутри гигантских акселераторов частиц. Процесс весьма длительный и скучный - но только для гипотетического наблюдателя. Потому что линии, круги, фотографическое зерно, растр или что-нибудь еще, чем Илтнере заполняет свои работы, никогда не появляются в них механически. Точно так же, согласитесь, поверхность холста формируется из проекций мыслей и желаний, которые не имеют и не могут иметь вербального выражения.
Илтнере интересует существование и динамика точки - как символического начала, как элемента структуры. Изучая ее визуальные возможности, она крупным планом показывает, каким образом и почему тот или иной элемент становится частью линии, круга, частью нового целого. "Разглядывание" мелкого, частного разрушает традиционную - органическую, единую структуру, доказывая независимость существования картины.
Сюжеты картин Илтнере, показанных на групповых и персональных выставках 80 - 90-х годов (напр., вошедших в экспозицию "Объединенные изображения Евы Илтнере" (Ieva Iltnere's United Images, 2001), были максимально упрощены. Эта сознательная минимализация нарратива, выстраивание чистой, формальной структуры уже тогда умышленно подводили зрителя к самодостаточной "материальности" живописного слоя, в первую очередь важного для художника. "Ползущая улитка" (1997) или "Звездная ночь" (1997) подчеркивают самоценность "заплаты" масляной краски, гипертрофию красочного слоя в пределах контекста традиционной живописной структуры. "Три девушки" (1994) и "Русский язык" (1994) пародируют эстетику школьных тетрадей, созданную учениками начальных классов. "Свет через венецианские шторы" (1988) - сложная пространственная сцена, сформированная стилизованным ритмом и геометрией описанием действительности. В других случаях художница сознательно выбирает эстетику линии.
В начале 2000-х, после долгого увлечения абстрактным способом выражения собственных художественных интенций, Илтнере вновь возвращается к сюжету. Ее блестящее появление на групповой выставке "Нежные колебания" (2002) подтвердило: теперь ее искусство интересует сюжет как элемент драмы. Важная роль, даже господство рассказа в картинах "Культурный шок" (2002, представлен на выставке в "НоМИ") или "Тонкие лодыжки" (2002) напоминают о работах 90-х - "Человек и Женщина-Заяц" (1992), "Четыре жены Самсона" (1991), "Человек, с удовольствием преодолевающий препятствие" (1992). Но появляются и абсолютно новые серии, как, например, цикл "Истории Марии" (2002), в котором Илтнере предлагает собственную - драматическую и конфликтную версию евангельского сюжета. Ее Мария отнюдь не покорно принимает от Гавриила благую весть, демонстрируя несколько стадий неповиновения - от немого протеста до попытки бегства. Илтнере рассматривает возможность уклонения от материнской заботы о продолжении жизни.
И это не просто интерпретация. Речь идет о нестабильности, иллюзорности существования любой, на первый взгляд, сложившейся системы. Илтнере конструирует "ошибочный фактор", который, как вирус, проникает в структуру и содержание картины. Последовательный, запланированный ход "эксперимента" нарушен. Автор больше не может контролировать свое произведение. На ум приходит самый широкий ряд ассоциаций - от политики до истории кино. От "Метрополиса" до "Матрицы". Однако для Илтнере главное - всегда картина, история ее рождения, "взросления", возможно - умирания. Фон и контекст ее работ - тайная жизнь старых полотен, гербаризированных в музеях, церквах и альбомах репродукций.