22 октября в галерее "Дом Нащокина" открылась выставка "Известная и неизвестная Зинаида Серебрякова", посвященная 120-летию со дня рождения художницы. Современный зритель, интересующийся творчеством художницы, знает: общих выставок, где участвуют несколько работ Серебряковой, бывает более 10 за год. Но подобная персональная экспозиция в Москве (да и в России) была более 15 лет назад. Последние годы интерес к творчеству художницы сильно возрос, необходимость полной выставки Серебряковой назрела. В "Доме Нащокина" представлено около 60 произведений из Третьяковской Галереи, Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, музея семьи Бенуа в Петергофе, из музейных собраний Рыбинска, Новосибирска и Нижнего Тагила, из частных собраний. Часть работ давно известны любителям творчества Серебряковой, но есть и те, которые зритель увидит в первый раз. С сожалением приходится констатировать, что в экспозиции более представлены произведения русского периода творчества, французский - отмечен лишь несколькими работами. Кто-то найдет недостатком, что в рекламной компании были заявлены известные работы, которых потом на выставке не оказалось. Но это позволяет с большим вниманием отнестись к тем произведениям, которые раньше как бы считались героями второго плана.
На выставке представлено несколько автопортретов художницы, но не следует слишком отождествлять Серебрякову с героинями ее работ, в них она выступает как режиссер спектакля, где играет сама главную роль. На портретах российского периода изображены родные и близкие художницы - это те люди, которые оказывали поддержку творческим начинаниям Серебряковой. Здесь зритель найдет несколько ранее не выставлявшихся детских портретов, так особенно удающиеся художнице. Другим источником вдохновения, кроме семьи, для Серебряковой стала природа имения Нескучное, здесь написаны целые серии пейзажей. Одна работа представляет эскиз неосуществленной росписи Казанского вокзала, воплощение Турции в виде обнаженной девушки настолько оригинально, что сложно сказать - возможно, ли осуществление такой росписи и в XXI в. Драматическое время политического переустройства, смерть любимого мужа отразились в произведениях Серебряковой. Несколько лет художница не работала, но в теме детского портрета и в балете ее живопись обрела второе дыхание. Но эти темы были не слишком востребованы в Советской России, что привело к эмиграции художницы.
Работы французского периода на выставке не рассказывают о творческом пути мастера, а только лишь обозначают его главные вехи. Они показывают, что художница продолжала работать в любимом жанре "ню", что ее портреты стали изысканнее.
Первое впечатление о выставке - небольшое разочарование, так как хотелось бы больше увидеть французских работ. Второе впечатление - не все вновь представленные работы являются работами Серебряковой. Несколько картин уже на выставке вызвают вопросы, в каталоге так же есть произведения, которые вызывают сомнения. Но совершенно точно можно сказать одно: Серебрякова - художник, чье высокое мастерство выдержало проверку временем и не вызывает сомнений (Н. Трегуб)