23 октября в Михайловском замке Государственного Русского музея открылась выставка "Французы в Санкт-Петербурге", организованная по инициативе Посольства Франции в России и приуроченная к трехсотлетию Санкт-Петербурга. В экспозиции принимают участие 18 хранилищ города.
Экспозиция представляет творчество французских авторов, связанное с историей Петербурга, а также предметы и документы, на конкретных примерах демонстрирующие реальное присутствие Франции в жизни Санкт-Петербурга XVIII - XX веков. Выставка дает представление о многообразии материалов, хранящихся в петербургских музеях и архивах по данной теме.
Художники, скульпторы, архитекторы, ремесленники и мастеровые, покинувшие свою родину, ехали работать на берега Невы, и принесли сюда моду и вкусы своей страны. Сначала они создавали произведения искусства для двора и аристократии, а затем и для зажиточных городских слоев.
На экспозиции представлены живопись и скульптура Никола-Франсуа Жилле из коллекции Государственного Русского музея. Он приехал в Россию по приглашению И.И.Шувалова для преподавания скульптуры в Академии художеств и способствовал созданию в Петербурге высоко профессиональной художественной школы. Вместе с Фальконе, приглашенным в Петербург для создания памятника Петру I, приехала в Россию Мари-Анн Колло. Среди портретных работ М.А.Колло, выполненных в Петербурге, наибольшую известность приобрели изображения Екатерины II, графа Г.Г.Орлова, знаменитый бюст Э.М.Фальконе. Представленный на выставке барельеф принадлежит к сравнительно редким портретам великой княгини Натальи Алексеевны и отличается безусловной физиономической точностью.
Петербуржцы смогут увидеть "Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны в детстве" работы Луи Каравака. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны он был придворным художником и имел исключительное право писать императорские портреты.
Французский живописец, рисовальщик, гравер Жак-Франсуа-Жозеф Свебах - первый художник Севрской фарфоровой мануфактуры. С 1815 по 1820 г. - работал на Петербургском фарфоровом заводе, являясь начальником живописной мастерской завода. Расписывал декоративные вазы с изображениями конных прогулок, охоты, жанровых сцен из русской народной жизни для императорских дворцов. На выставке будет представлена серия работ Свебаха из коллекции ГРМ.
В Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств хранятся бесценные проекты Монферана, Шарлеманя, Родена и других. Петербуржцы увидят "Проектную модель Триумфальных ворот на дороге из Петербурга в Москву, посвященную Екатерине II" Клериссо Шарль-Луи, мастера архитектурного и археологического пейзажа. Он создавал грандиозные проекты для Екатерины II, ни один из которых не был осуществлен. "Модель собора Исаакия Далматского в Петербурге", представленная на выставке, выполнена Максимом Салиным по проекту О. Монферана.
Государственный Эрмитаж покажет поистине царские наряды законодателей парижской моды Поля Пуаре, Чарльза Ворта, Жанны Пакен, а также украшения, изящные веера, предметы обстановки и обихода.
Санкт-Петербургская театральная библиотека гордится своей французской коллекцией, которая насчитывает более 50 000 различных изданий и документов. Значительную часть французского собрания составляют альбомы по изобразительному искусству, альбомы с изображениями актеров в жизни и ролях, исторического и театрального костюма, декораций, интерьеров, мебели, утвари. Среди прочих на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, принадлежащие кисти А.Бенуа.
Книжники, интеллектуалы, учителя и гувернеры, приезжали в новую российскую столицу искать счастья в области книготорговли, науки или образования. В XIX веке в Санкт-Петербурге особенно увеличилось число инженеров, купцов и предпринимателей расширявших сферу своей деятельности.
Книги из библиотеки Российской Академии наук, отобранные для экспозиции, отражают исторические связи Петербурга и Петербургской Академии наук с Францией и французской литературой ХУШ-ХХ вв. Петербуржцы увидят экземпляр, принадлежавший Петру I издания Никола де Малезье. На первой странице в авторском обращении к Петру I под виньеткой сделана наклейка с напечатанными на ней словами: "Au Czar" ("Царю") вместо напечатанного "Au Grand duc de Moscovie" ("Великому князю Московскому"). Парижские издания знаменитого французского композитора Шарпантье, автора многих музыкальных театральных сочинений, предназначенных для пьес Мольера, Корнеля ("Медея") и др.
Военные и моряки, дипломаты и путешественники, туристы, разного рода наблюдатели петербургской жизни, мало помалу способствовали кристаллизации различных аспектов образа города.
В Российском Государственном архиве Военно-Морского Флота хранятся довольно значительное количество документов по гражданской истории России, ее политическим, экономическим и культурным связям с Францией. Наиболее интересные из них будут представлены на выставке.
Cанкт-Петербургским филиалом архива Российской Академии наук представлены документы архива о российской науке, влиянии на ее развитие французских ученых и их исследований. Серди них Генеральный чертеж Санкт-Петербурга, выполненный Жаном Леблоном.
Центральный государственный архив Санкт-Петербурга предоставил материалы, в которых содержатся сведения о международных связях, в том числе с Францией.
Документы, предоставленные архивом Русского географического общества, отражают международные связи РГО с Географическим обществом Франции, его президентами и учеными, многие из которых были действительными и почетными членами Русского географического общества. Среди них дневники и письма Ж.-Н. Делиля, принца Роланда Бонапарта, Петра Кропоткина и других.
Документы дореволюционной части фондов ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации), отражают политику правительства Российской империи по отношению к Франции и французским гражданам в XIX-начале XXв.
Среди документов ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга), хранятся свидетельства международных связей в сфере культуры с представителями Франции. Документы архива, представленные на экспозиции рассказывают о контактах в области литературы и искусства в советское время.
Книги, гравюры, архитектурные проекты, детали одежды, предметы быта, политические, экономические и культурные модели - все это результат длительной совместной деятельности.
Выставка проходит при финансовом содействии Банка Сосьете -Женераль Восток (Президент Мишель Брику) и продлится до 20 января.