Галерея "Ковчег" приглашает 12 сентября в 18.00 на открытие своего XVI выставочного сезона и вернисаж выставки творческого наследия Павла Спасского (1889 - 1964) в цикле "Незабытые имена".
Павел Иосафович Спасский родился в городе Суджа Курской губернии в учительской семье. Его отец был преподавателем русского языка, истории и географии, а также музыки и пения в уездных училищах и в женской гимназии. Мать тоже одно время учительствовала, но по семейным обстоятельствам оставила это занятие и сосредоточилась на воспитании троих детей. Глава семейства скончался в возрасте сорока двух лет, когда будущему художнику было около десяти.
Первым серьезным учителем Спасского-художника был В.П. Трофимов, преподававший в Судже рисование. Уже в 1905 Спасский помогал ему в работе над росписью плафона для дома в Москве, построенного архитектором И.В. Жолтовским для Скакового общества. Через год Спасский приехал в Петербург и был принят в третий, головной класс художественного училища Императорского Общества поощрения художеств. Директором училища в ту пору был Николай Рерих, преподавателями - Рылов, Щусев, Химона, Бобровский, Писемский и другие. Деньги на жизнь начинающему художнику удавалось зарабатывать копировкой картин в Эрмитаже и Русском музее, впоследствии этот опыт пригодился в занятиях реставрацией. Впрочем, в наследии Спасского сохранилось немало самостоятельных станковых произведений тех лет; они и открывают нынешнюю ретроспективу неоправданно подзабытого автора.
Успешно завершив обучение в Обществе поощрения художеств, Спасский поступил в Академию. Однако вскоре был вынужден оставить учебу и переехать в Москву, где в то время было больше приработков для живописца. С 1910 он трудился в монументальном искусстве: Спасскому не раз доводилось принимать участие в росписи интерьеров домов, построенных Жолтовским, Щусевым и другими именитыми архитекторами. Одной из первых работ стала роспись дома Тарасова на Спиридоновке, здесь молодой живописец работал под руководством И.И. Нивинского. Когда было закончено строительство здания Музея изящных искусств на Волхонке, Спасский работал там на плафонах и фризах. И хотя их официальное авторство также осталось за Нивинским, сохранились свидетельства участия Спасского в этой серьезной работе. В 1913 художник участвовал в росписи построенного И.И. Рербергом Брянского вокзала: купольный зал был написан им по эскизу Нивинского, а большое живописное панно исполнено совместно с С.И. Ивановым. В 1914-15 Спасский выполнял сложную работу по восстановлению старинной фресковой росписи в актовом зале Московского университета, а также реставрировал старинную живопись в загородном дворце Юсупова в Архангельском.
В начале 1916 Спасский был призван в армию и участвовал в германской войне. Сохранившиеся портретные зарисовки того времени - и документы ушедшей эпохи, и свидетельство творческого энтузиазма их автора, склонного к самосовершенствованию. В 1917, после военной службы, художник пришел на работу в Культпросветотдел Совета рабочих депутатов, в художественную комиссию. В ее деятельности участвовали С.В. Герасимов, И.И. Машков, писатель Алексей Толстой и другие заметные деятели культуры. Сохранилось газетное объявление: "Приглашаются товарищи солдаты для обозрения галерей и музеев Москвы, так как экскурсионный отдел продолжает функционировать. Собирайтесь группами и извещайте отдел. Председатель К. Малевич. Секретарь П. Спасский". Вскоре после октябрьских событий Спасский перешел в только что организованный отдел ИЗО московского Пролеткульта. В 1918 он прошел курсы Отдела реформы школы при Наркомпросе, организованные для преподавателей изобразительных искусств и стал преподавать в трудовых школах Москвы. В 1919-21 был лектором и инструктором в школах, на педагогических курсах и в студии изобразительных искусств города Бугульма. Впоследствии преподавал композицию и декоративную живопись в техникуме имени Калинина и в Федоскинской школе миниатюрной живописи на папье-маше.
В творческом наследии художника сотни станковых произведений разных десятилетий: живописные портреты и натюрморты, многофигурные композиции, рисунки обнаженной натуры. И все же, главной своей специальностью Спасский считал монументальную живопись. Уже в 1923 он включился в бригаду художников, приступавших к работе над наружными панно Сельскохозяйственной выставки. В 1925-28 работал в клубе Наркомпроса. Тогда же принял участие в выставках в Москве и на Международной выставке декоративных искусств в Париже, и даже получил золотую медаль (гран-при), серебряную и бронзовую медали. В 1936 вместе с профессором Д.Ф. Богословским Спасский занимался реставрацией плафонной живописи в Нескучном дворце. Впоследствии, также под руководством Богословского, ему довелось работать в кремлевском Большом дворце: по эскизу Спасского было написано большое панно в главном вестибюле. В 1938 Спасскому было поручено сделать эскизы и выполнить большие наружные панно для павильонов "Садоводство" и "Овощеводство" на ВСХВ, а в павильоне "Виноградарство" по его эскизу был расписан купол. Предвоенные годы вообще оказались отмечены большой востребованностью художника: только в магазинах в центре Москвы им было исполнено множество росписей.
Во время Отечественной войны Спасский оставался в столице. После попадания бомбы в здание Большого театра он участвовал в работах по реставрации живописи на плафоне зрительного зала, а также на сводах фойе - эти работы велись в 1941-42 под руководством П.Д. Корина. В 1945 поступил в Центральную реставрационную мастерскую Комитета по делам искусств, тогда же ему вновь довелось работать во дворце Нескучного сада, где разместился Президиум Академии Наук СССР. Высокой оценки заслужили работы Спасского по реставрации живописи и заново написанный плафон Белого зала в здании Моссовета. В последующие годы он выполнил немало реставрационных работ в исторических зданиях Москвы: на Пречистенке в доме-музее Л.Н. Толстого, в особняке Хрущевых-Селезневых на той же улице и других. Многое из сделанного художником не сохранилось, и все же, выставка дает возможность оценить творческий диапазон этого заметного автора.
Выставка открыта до 26 октября.