7 августа в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка работ швейцарской художницы Сюзанны Бауманн. Экспозиция организована в рамках Музея Людвига в Русском музее и включает в себя 185 произведений.
"Ничто не может превзойти красотой чудесное. Тот, у кого при виде его молчат чувства, кто не может погрузиться в него и кому не знакома глубинная дрожь очарованной души, тот может считать себя мертвым, - у него уже закрыты глаза". Эти слова Альберта Эйнштейна стали отправной точкой для жизни и творчества Сюзанны Бауманн. С самых юных лет она стремится понять взаимосвязь между человеком и природой, понять - чудесное.
Выставка ее работ может напомнить и декорации к съемкам научно-фантастического фильма о будущем, и лабораторию средневекового алхимика. Экспозиционное пространство заполнено всяческими диковинами - необычными картами и таблицами, экзотическими вещицами и природными раритетами, странными механизмами и причудливыми инструментами, таинственными физическими приборами и загадочными астрономическими моделями, старомодным лабораторным оборудованием и прозрачной химической посудой.
Темой своего масштабного выставочного проекта художница делает теоретическое понятие "научной картины мира". Однако, научные предметы и идеи для Бауманн являются образами и метафорами, а научные концепции получают в ее творчестве поэтическую интерпретацию. Заимствуя у реальных предметов детали, формы, функции и материалы, художница создает совершенно новые и весьма странные объекты, которые только на первый взгляд кажутся аппаратами и инструментами, а по сути своей - антропоморфны. И это не случайно: темой исследования Бауманн в первую очередь является Человек. Человек между природой и культурой.
Концепция выставки по сути своей является символическим посвящением богине Гее, олицетворяющей землю-мать, из которой все выходит и в которую все возвращается. Состоит она из пяти разделов. Число, вероятно, не случайно, так как ассоциируется с пятью земными стихиями.
Первый раздел "Праединство" возвращает нас к космогоническим мифам, к "началу начал", к "Большому взрыву": в научных ретортах художницы "кипит первобытный хаос" ("Суп с ингредиентами").
Второй раздел отражает важнейшие мировые категории пространство-время, энергия-материя. Об этом говорят и названия: "Цепь времени", "Работа времени". Художница словно прозревает то, что не видно человеческому глазу: оптические эффекты, волновые вибрации, работу электрического тока.
Третий раздел рассказывает о положении земли в солярной системе ("Солнце с нами") и о множестве галактик. Астрономические ночные картины соседствуют здесь с моделями небесных тел и систем.
Центральный и самый большой раздел выставки "Живая земля воскрешает древние мифы о земле-человеке. Земля по Бауманн - одушевленное тело, способное, как и человек, испытывать боль и радость. Гармония ее в том, что все "Формы жизни" немыслимы одна без другой.
И заключительный раздел, который сама Бауманн называет обзором основных положений своей концепции, связан с ощущением "пульса мира". Яркие символические образы, позволяющие приблизиться к постижению тайн земли, дающие определенный опыт и ориентиры.
Название выставки в переводе с немецкого звучит двояко: "Малая выставка мира" или "Маленькая всемирная выставка". Так или иначе, но любимые геометрические формы Бауманн - круг, шар, сфера. Древние мифологические символы, обозначающие и бесконечность, и планетарность, и согласие, и недосягаемость и - гармонию.
Начало проекта Сюзанны Бауманн уходит в 1980-е годы. В 1992 году он был представлен публике в бернской галерее Тони Гербера. В 1996 году побывал в Японии. И, как мир меняется и развивается, так и "Всемирная выставка" видоизменяется, "растет", как живой организм. Нынешняя, российская почва, для нее особенно благодатна.Ведь все поиски художницы , осознание ею "мирового всеединства" близки русскому авангарду начала 20-го века, а также и современным художникам, работающим с found objects или конструирующими свой дизайн из бытового хлама.
Квинтэссенцией выставки является "Энергетическая башня" - прототип той, которую художница хочет установить в г. Витебске. В этом утопическом проекте она также близка русским авангардистам. Башня в ее понимании - принимающая и передающая станция, которая может защитить от социальных и природных катаклизмов, гармонизировать окружающую среду и обеспечить согласие и взаимопонимание. Такие генераторы энергии, по мысли автора, могут послужить объединяющим фактором для всего человечества.
Выставка будет работать до 20 сентября.