В Студии STRATO итальянского архитектора Марко Горини 24 июля открывается проект "Время" Ирины Тархановой-Якубсон.
Время - самая загадочная философская категория, которая, казалось бы, не поддается фиксации и проектированию. Но Время можно просчитать и систематизировать, его можно предсказывать. В рамках проекта "Время" представлено 10 произведений-календарей, сочиненных художником Ириной Тархановой. Если подойти к любому из произведений Тархановой вплотную и буквально "ткнуть пальцем", совершенно точно, попадешь в точку Времени. Это будет определенный день недели, определенного месяца и определенного года, - зафиксированное в пространстве, называемое по имени дня, месяца, года Время. Волны и линии этих, на первый взгляд, малопригодных для употребления, календарей, выстроены в строго организованные ритмические циклы. Шквалы цифровых знаков, при рассекреченном ключе, выстраиваются в скрепленные навсегда цепи дней, недель, месяцев, лет.
Ирина Тарханова более двадцати лет работает в области графического дизайна, специализируется на создании каталогов художественных выставок, известна как высококлассный специалист шрифта. В этой сфере дизайна Тарханова талантливый ученик легендарного художника книги Евгения Ганушкина - авторитет, один из безусловных лидеров. Но мало кто знает, что Ирина, архитектор по образованию, возвращаясь к своему прошлому, работает "архитектором времени": она создает дизайнерски безупречные, фантастически красивые и функционально оправданные календари.
В проекте "Время" Тарханова придает пластическую форму массивам и потокам астрономического времени, зафиксированного в календарных числах, выстраивает из них колеблющиеся фактурные архитектоны и пространства. Беспрецедентным для современного искусства результатом ее интеллектуального творчества становятся объекты, существующие на грани визуального концепта, бумажной архитектуры и интерьерного дизайна. В своем высшем потенциале эти календарные колебания временных потоков, упорядоченные Тархановой в архитектурных структурах, могут быть развернуты подобно исполинским тканям Кристо и Жан Клода на огромных пространствах, поглощая и украшая собой огромные поверхности зданий и ландшафтов. Внутри общественного интерьера или частного пространства календарный "портрет" года или десятилетия может быть воплощен в разных техниках - от ткани до негативов, продолжая архитектуру помещения или вступая в диалог с целым строением.
Тарханова создает произведения, которые близки идеям и принципам русской авангардной архитектуры первой половины ХХ века, - они одновременно напоминают конструктивистские разработки формы и цвета и космические по размаху проекты 1920-х годов. В то же время, она является носителем новой визуальной культуры, культуры digital. Компьютерная графика все больше обретает собственный язык, философию, систему образов, цели и задачи. Создаваемая в проекте "Время" художником реальность не имитирует объекты и фактуры, существующие в природе. Она самостоятельна и самоценна как артефакт, как акт творения. Объекты Тархановой одновременно являются новым высказыванием в "компьютерном" искусстве, примером минимализма, редкого явления в современном русском искусстве, и в тоже время эстетичным, дизайнерски красивым искусством - нечастое явление в наше время.
Выставка "Время" еще раз подчеркивает, что студия STRATO, являясь для Москвы воплощением новейших вкусовых и инновативных тенденций архитектуры Марко Горини, остается экспериментальной выставочной площадкой. Она представляет на суд публики образцы лучшего в новом искусстве, подчеркивая, что лучшее, качественное и красивое - это не означает "истеблишмент".