Шесть живописных полотен из коллекции Смоленского государственного музея-заповедника отправились погостить на выставку "Чувство времени", открытие которой состоялось 3 июля в выставочном зале Государственного музея А.С.Пушкина в Москве. На выставке представлено творческое наследие Бориса Рыбченкова (1899-1994) и Чеслава Стефанского (1889-1942).
Одна из полузабытых страниц художественной истории ХХ века стала достоянием публики по инициативе столичной галереи "Ковчег". Хотя имена этих одаренных мастеров, запечатлевших приметы своего бурного времени, известны мало, экспозиция получилась достаточно объемной: помимо Смоленского музея-заповедника произведения для выставки предоставили Государственный музей А.С.Пушкина, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музей истории города Москвы, а также московские коллекционеры.
Бориса Рыбченкова и Чеслава Стефанского объединяет принадлежность к российской культуре первой половины ХХ столетия (так, оба они входили в легендарную группу "Тринадцать") и непосредственное участие в художественной жизни Смоленщины 1920-х годов. На юношу Рыбченкова - уроженца нашего города - который работал в Окнах РОСТА, руководил в Смоленске изостудией Пролеткульта, оформлял агитпоезда, сильно повлияло знакомство со старшим на 10 лет командиром Красной Армии Стефанским, который совмещал военную службу с общественной работой и творчеством. В 1918-1920 годах Стефанский всколыхнул жизнь тихого Смоленска: экспонировался на выставках Смоленского общества художников, участвовал в праздничном оформлении города к первой годовщине Октября, работал для театра. Позже Стефанский заведовал подотделом искусств в Ельне и организовал там местное отделение Союза работников искусств. Позднее, переехав в Москву, он рисовал для газет и журналов, но выставлялся мало. Совершив в 1930-е гг. творческие поездки на Кольский полуостров и в Белоруссию, незадолго до войны он был арестован, а вскоре после лагеря умер. Напротив, Рыбченков прожил долгую жизнь, участвовал в выставках в СССР и за границей, изображал пушкинские места, заводы и стройки 30-х.
Импульс для создания этой межмузейной экспозиции дал чудом сохранившийся литературно-художественный рукописный альманах "Бедлам", - Рыбченков и Стефанский работали над ним в 1927 году. Он оформлен многочисленными превосходными рисунками, в связи с чем его следует рассматривать и как документ эпохи, и как самоценное произведение искусства. Альманах и стал "гвоздем" экспозиции, - он переиздан коллекционным тиражом в 100 номерованных экземпляров. В рамках проекта состоится презентация издания, а музеи-участники выставки получат эту уникальную книгу в подарок.