Министерство культуры Российской Федерации и Государственный центр современного искусства 3 июля в 18.00 приглашает на выставку "В 4".
Выставка "В 4", реализуемая в рамках "Творческих мастерских" Государственного центра современного искусства, продолжает знакомить с зарубежными образовательными институтами. В гостях у Центра - преподаватель Университета Билкент (Анкара, Турция), известная художница Зекие Сарикартал и молодые авторы - студенты и выпускники Университета. В названии выставки - "В 4" - зашифровано имя Alma Mater участников - Bilkent, а также количество экспонентов: свои работы представляют Эрдэм Ючель, Башак Каптан, Эврэн Эрлевент и сама Зекие Сарикартал. Наименование же проекта по-английски произносится как "before", переводимое как "до" или "прежде"… Для нас важно, что это едва ли не первая в Москве и России выставка современного турецкого искусства, и, таким образом, она является "преддверием", "предисловием" знакомства российского зрителя с зарождением и развитием актуального художественного контекста страны, где происходит в последние годы заметный процесс активизации артистической деятельности в области современного искусства и где проводится одна из самых престижных международных выставок - Стамбульская биеннале.
Работы Зекие Сарикартал прямо или опосредованно затрагивают проблемы пола, национальной, религиозной, культурной идентичности. Документальные свойства материалов, которые она включает в свои проекты, создают некую напряженность, вовлекая зрителя в особые отношения с произведением, воздействуя на его восприятие, на социальную память и эмоциональные переживания. Ее работы разрушают распространенное утверждение, что произведение завершено, если оно имеет жесткую теоретическую базу. Сарикартал часто выставляет свои работы в парках, на стенах магазинов, в кампусах и т.п., извлекая их из привычных пространств музеев и галерей, трансформируя тем самым статус художественного объекта и, как следствие, отношения аудитории и произведения.
Эрдэм Ючель в своих проектах настаивает на активной роли зрителя. Видео- и аудиозапись его перформансов, в которых затрагиваются проблемы телесности и конструируются эмоциональные состояния, уводит аудиторию от только зрительской роли и приглашает принять участие в проекте. Размышления художника о различных проявлениях феномена тела приводят его к мысли о том, что он имеет дело не просто с материей, проявлением формы в общепринятом смысле, но и с некоей сущностью, заключенной в других телах, движениях, энергиях и пространствах. В его работах пространство, окружающее проецируемые образы, специально смоделировано, и образ в каком-то смысле оказывается включенным в то, что происходит перед ним. Проектор, становящийся частью его работ, дает отсылку одновременно и к пространству заснятого на видео перформанса, и непосредственно к полю зрения аудитории.
Башак Каптан представляет рефлексии на тему гендерной идентичности. Она принимает общепринятое представление о том, что быть женщиной-художником означает действовать в соответствии с идентичностью, конструируемой на основе доминирующего мужского начала, как другого по отношению к мужчине, и играть роль проводника к другим идентичностям, таким как ребенок, старец, больной и т.д. Однако она не говорит о "других" общепринятым патриархальным языком, в соответствии с мужскими нормами вuдения и понимания. Напротив, всюду, от первоосновы ее работ и до самых незначительных их деталей, она побуждает зрителей сознательно воспринимать роль субъекта своего рода "пластических операций", которые бросают вызов мужским устоям, разрушают их, при этом по-прежнему создавая иллюзию их целесообразности.
Эврэн Эрлевент изучает парадоксальность пластической природы поверхности, ее колебания между формами и качествами вещей. Сущностью ее работ становятся исследования значимости, субъективизации и виртуального процесса прочтения и созерцания. Ее метод в чем-то параллелен концептуальному проектированию, создает цепочки ассоциаций, но тут же разрушает их. В ее работах обнаруживаются многократные наслоения, усложнения и подтверждается важность понятия поверхности.
Выставочный проект в рамках программы ГЦСИ "Творческие мастерские". Поддержка: Университет Билкент (Турция). Руководитель программы "Творческие мастерские": Леонид Бажанов. Куратор выставочного проекта: Нина Керцелли. Координатор: Ирина Горлова.
Выставка работает 3-13 июля с 12.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.