"Красуйся, град Петров!" - так называется выставка, посвященная трехсотлетию Санкт-Петербурга, открывшаяся 27 мая в залах Радищевского музея (г. Саратов). Ее экспозицию можно характеризовать и точнее: "Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург в изображениях русских художников 18-20 веков". Ибо "гранитный город славы и беды" запечатлен ими в самые различные моменты его исторического бытия: и пышные торжества с фейерверками, и трупы блокадников на заснеженных улицах, и парадное величие замечательных памятников архитектуры и скульптуры, и уютные домики городских окраин. Каждый найдет здесь свой Петербург.
Отношение к молодой столице в России всегда было неоднозначным. Полярные оценки намечены уже у Пушкина - от "люблю тебя Петра творенье" до "скука, холод и гранит". Сотни писателей и поэтов, композиторов живописцев и графиков запечатлели в своих произведениях прекрасный и страшный облик "северной Пальмиры".
Решительный поворот в осмыслении роли этого города в культуре страны был сделан художниками "Мира искусства". В 1902 году на страницах этого журнала появилась программная статья Александра Бенуа "Живописный Петербург" - "знаменитый крик его о красоте Петербурга", по словам мемуариста. Она стала идейным обоснованием полотен и графических листов, посвященных архитектурному пейзажу северной столицы. Согласно Бенуа, "окно в Европу" находилось все в том же русском доме, и оно этот дом освещало. И само оно, конечно же, было русским.
Различные европейские влияния, пройдя плотный фильтр национального восприятия и вкуса, пересекаясь и наслаиваясь друг на друга, рождали памятники самобытной культуры. Синтезируя ценности европейского архитектурного наследия с национальными традициями, строился вполне европейский город, какого не могло быть ни в московской Руси, ни в какой-либо конкретной стране Европы.
Историю Петербурга на этой выставке можно проследить от момента зарождения петровского замысла будущей столицы ("Здесь будет город заложен...") в эффектном листе Александра Бенуа "На берегу пустынных волн", до Петербурга сегодняшнего в живописи и графике саратовского художника Александра Козинцева. Здесь и гранитные набережные, и величавые дворцы над широкой полноводной Невой, и воспетый поэтами Летний сад, и Академия художеств, и Исакиевская площадь, и фальконетовский памятник Петру, и Публичная библиотека, и Стрелка Васильевского острова, и Поцелуев мост, и вид Смольного монастыря и много других прекрасных и гармоничных сооружений, возникших в разные времена, но не разрушивших то удивительное чувство единого ансамбля, которым не случайно так славится этот замечательный город. Прекрасны и образы петербургских пригородов - великолепных дворцово-парковых ансамблей, запечатленных в графике А.Г. Ухтомского, И.В. Чесского, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Имперский Петербург в экспозиции заметно усилен живописными и скульптурными портретами представителей династии Романовых - от Петра 1 до Александра 111, а также сильно уменьшенной копией знаменитого "Медного всадника", исполненной Е.А. Лансере.
В истории Петербурга ХХ столетия было два огромной значимости события, ставших неотъемлемой частью и мировой истории - это революция и блокада. Революционные и первые послереволюционные годы в коллекции музея представлены немногими графическими листами ("Аврора в Октябрьские дни" Н.Н. Кострова, "Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала" Н.А. Павлова, "Штурм Зимнего" В.В. Пакулина, изображением революционных праздников). Тематически к ним примыкают гравюры П.А. Шилинговского начала 1920-х годов из серий "Виды Петербурга" и "Петербург. Руины и возрождение". Верный традициям старой гравюры на дереве этот "маг безупречно вырезанных линий" культивировал отточенное, несколько суховатое мастерство.
Богатая подборка графики военной поры позволяет наглядно представить себе реальную трагедию блокадного города, упорно сопротивляющегося врагу. Это же ощущение рождают листы Л.И. Гагариной из серии "Ленинград в блокаде", иные из которых, как и листы И.С. Астапова или А.В. Каплуна, Н.А. Платунова, создавались как раз в эти черные дни. В блокадном городе скончались от голода, холода и других невзгод талантливые живописцы А.Е. Карев и В.В. Суков, представленные ленинградским пейзажами 1920-х годов.
Особый раздел на выставке составляет Петербург литературный. Здесь автолитография Н.А. Павлова "Пушкин на Неве" - образ почти набоковский: "Нева, лениво шелестя, как Лета льется. След локтя оставил на граните Пушкин". Здесь замечательная книжная графика М.И. Полякова: иллюстрации к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Пушкина, к "Петербургу" Андрея Белого, выразительные иллюстрации Ф. Константинова и С. Мочалова, портрет Александра Блока Г.Н. Бурмагиной и ее же иллюстрация к его "Двенадцати", серия иллюстраций Андрея Ушина к роману Ф.М. Достоевского "Идиот", убеждающе передающих напряженно-гнетущую атмосферу повествования.
Литературный Петербург оказался на выставке более мрачноватым, чем другие ее разделы, не исключая блокадный. В графических листах Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейского, Н.А. Павлова, С.Б. Юдовина, Л.И. Гагариной привлекает прозрачная ясность, гармония и торжественная строгость архитектурных ансамблей, то, что именуют "ампирным великолепием Петербурга". Знаком возрожденного и празднично-прекрасного города стала на выставке огромная картина Ю.С. Подляского "Ленинград" - яркий образец радужного оптимизма времени хрущевской оттепели.
Красота и яркость художественных инсталляций находится в гармонии с художественными работами разных эпох и жанров, давая зрителю как можно глубже проникнуть в ауру "петербургской" выставки. (Информационный бюллетень 14 (40) Саратовского государственного художественного музей имени А.Н. Радищева)