"Оригинал. Копия. Подделка" Западноевропейская живопись и скульптура из собрания Радищевского музея.
Эта выставка впервые представляет результаты технико-технологических исследований 1990-х годов, основной задачей которых была проверка подлинности традиционных атрибуций западноевропейской живописи. В результате часть картин, находившихся в постоянной экспозиции и опубликованных в солидных изданиях, перешла в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий были обнаружены оригинальные картины старых мастеров. Соединяя в одной экспозиции оригиналы, копии и подделки, музей предлагает зрителям пройти путем исследователя и эксперта. Актуальность выставки и в том, что она затрагивает помимо художественных, проблемы реального бытования произведений искусства.
Работа "Младенец Христос и Иоанн Креститель с агнцем" исполнена с утраченного оригинала П. Рубенса. Она интересна не только как повторение исчезнувшего шедевра, но имеет собственное художественное значение. Картина написана живописцем, самостоятельно мыслившим, сумевшим внести в свою работу творческое отношение к оригиналу.
Одна из редкостей выставки - копия Людвига Гуттенбруна с фресковой росписи Рафаэля Менгса в Ватикане. Заказчиком этой копии был русский коллекционер князь Н.Н. Юсупов. Копия станет подделкой, если сознательно выдается за подлинник. В этом случае фальшивая подпись автора делалась самим продавцом картины. Наибольшее количество подделок нашего собрания связано с голландской живописью ХVII века.
Отличить подделку или подражание от оригинала современной экспертизе новые технологические средства: микроскоп, рентген, приборы ультрафиолетового и инфракрасного спектров излучения, химический анализ. Экспонаты выставки "Игра в карты" Якоба Дюка, "Куст репейника" Отто Марсеуса ван Скрика (снабженная фальшивой подписью) представлены уже в ином качестве - не оригиналов, а подделок позднего времени. Работа фламандского живописца Теодора Ромбоутса картина "Иоанн Креститель с агнцем", присланная из Эрмитажа в 1885 году как копия с испанца Б.Э. Мурильо, оказалась оригиналом.
Несведущий зритель охотнее купит копию, а не подлинник. Она ярче, эффектнее оригинала. Тот, кто подделывает живопись, как правило, хорошо знает вкусы публики. Выставка предоставляет такой пример: две картины с изображением Иоанна Крестителя - скромный в своей тонкой золотисто-серой гамме оригинал Т. Ромбоутса и яркая эффектная копия ХIХ века с картины А. Аллори.
Очень интересен на выставке раздел скульптуры. Портрет Данте, числившийся произведением неизвестного итальянского мастера ХVI века обрел имя своего истинного автора. Им оказался Джованни Бастианини (1830-1868), автор знаменитых подделок, работы которого вводили в заблуждение в ХIХ веке специалистов Лувра.
Можно ли подделать Рубенса? Почему возникали копии? Насколько ценен оригинал? На все эти вопросы выставка дает интересные ответы. (Информационный бюллетень Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, май 2003 г.)