Министерство культуры РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный Русский музей к 300-летию Санкт-Петербурга представляют выставку "Я Петербург люблю...".
Празднование 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга - крупнейшее культурное событие нынешнего года. В ряду юбилейных торжеств особое значение приобретает совместный проект двух крупнейших российских музеев - выставка "Я Петербург люблю…". Русский музей в Москве в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Впервые за последние полвека в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, постоянно знакомящим публику с сокровищами известнейших музеев мира, проходит выставка, столь полно представляющая собрание другого отечественного музея. В самой идее выставки нашли отражения ключевые сопоставления русской культуры: "Москва-Петербург", "Россия-Запад". Шедевры российских мастеров, привезенные с берегов Невы в древнюю Москву и показанные в залах музея мирового искусства, наполняются в необычном контексте новым содержанием.
Русский музей - первый государственный музей национального изобразительного искусства в нашей стране. Произведения, собранные на выставке, дают представление о своеобразии его коллекции, о наиболее важных и интересных ее разделах, а также показывают главные этапы пути, пройденного российским изобразительным искусством за три столетия.
Московские зрители впервые увидят такие знаменитые картины, как "Медный змий" Ф. Бруни и "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" К. Брюллова, "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" Г. Чернецова и "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" К. Маковского, "Утро" М. Врубеля и "Ида Рубинштейн" В. Серова. Работами К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова и других известных мастеров представлено крупнейшее в мире собрание русского авангарда - гордость Русского музея. Среди более чем 150 экспонатов выставки - известные произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Жемчужины коллекции Русского музея ("…избранные произведения, дающие представление о своеобразии коллекции Русского музея").
Произведения из состава живописного собрания Академии художеств, переданного Русскому музею еще в конце XIX века, представлены на выставке, в первую очередь, работами мастеров российского академического классицизма П.И.Соколова и А.П.Лосенко. Внутренний и внешний виды самой Академии художеств предстают на картинах М.И.Шотошникова "Парадная лестница в Академии художеств" (1794), М.Н.Воробьева "Набережная Невы у Академии художеств".
На выставке представлены одни из самых известных работ Д. Г. Левицкого - портреты "смолянок" А.П. Левшиной и Н. С. Борщёвой. Картины были созданы Левицким в семидесятые годы ХVIII века. Здесь же - портрет самого живописца, выполненный художником И.Е. Яковлевым в 1812 году.
Среди живописных произведений - работы О.А.Кипренского, А.Г.Венецианова, В.Г.Боровиковского, В.А.Тропинина.
Впервые увидят москвичи знаменитого "Медного змия"(1841), огромное полотно (площадь его поверхности 48 квадратных метров) художника академического направления Федора Антоновича Бруни. Задуманное в 1827 году, оно стало отчетом живописца перед Академией художеств о традиционной пенсионерской поездке в Италию (о ходе работы художника над полотном рассказывают представленные на выставке подготовительные рисунки и эскизы). В 2000-2002 годах была произведена уникальная техническая реставрация картины - дублирование авторского холста, фиксация холста на временный облегченный подрамник, а затем - реставрация живописного слоя, открывшая первоначальный облик картины, вызвавший когда-то восторг современников.
Еще одно значительное произведение - "Парад на Царицыном лугу" - самая знаменитая картина Г. Чернецова, одного из братьев-художников Чернецовых, запечатлевшая парад по случаю окончания польской кампании в 1832 году. На картине изображены представители самых разных слоев общества: император Николай I с семьей, аристократы, сановники, военные, купцы, актеры, музыканты и даже крестьян. Хрестоматийным стал фрагмент картины, изображающий А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и Н. И. Гнедича.
Название выставки - "Я Петербург люблю…" - подразумевает большое количество петербургских пейзажей. Творчество Ф. Я. Алексеева представлено знаменитой картиной "Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от первого Кадетского корпуса". Интерес представляют работы немецкого живописца, работавшего в России, И.-Г. Майера, написавшего множество городских пейзажей с помощью камеры-обскуры. В первой трети ХIХ века одними из самых распространенных сюжетов для росписи на фарфоре были Дворцовая площадь и Зимний дворец (на выставке можно увидеть вазу завода Батенина с видом Дворцовой площади и Главного штаба). Ценным историческим свидетельством является картина С.К. Зарянко "Дворцовая анфилада", изображающая внутреннюю обстановку дворца, уничтоженную пожаром 1837 года.
Разумеется, среди изображений петербургских зданий не могло не быть Михайловского дворца -нынешнего главного здания Русского музея. Одной из самых удачных в иконографии дворца является работа К.П. Беггрова "Михайловский дворец", написанная в 1832 году, через шесть лет после его постройки. А в 1898 году, когда в здании дворца открылся Русский музей, он претерпел значительные изменения в ходе переустройства. Картина Э. К. Липгарта "Парадная гостиная в Михайловском дворце" и мебель из этой знаменитой гостиной (или Белого зала) дают представление о наиболее красивом помещении дворца, сохранившемся до наших дней в том виде, в котором его задумывал Карл Росси. Впервые Москва увидит и хозяйку этого дворца - великую княгиню Елену Павловну, жену великого князя Михаила Павловича, на картине К.П.Брюллова "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" (1830). В салоне Елены Павловны собирался весь цвет Петербурга, здесь зародилось когда-то Русское музыкальное общество.
Рядом с аристократическим, светским ("Портрет сестер Шишмаревых" (1839) К.П.Брюллова) всегда был и другой Петербург - Петербург ремесленников, торговцев, город простого народа. О нем рассказывают картины А.М.Волкова "Сенная площадь"(1860-е гг.), К.Е.Маковского "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади"(1869). Он предстает перед зрителями в фарфоровых фигурках из серии "Торговцы и ремесленники", в "Русском" (или "Гурьевском") сервизе, - первом парадном сервизе, созданном на Императорском фарфоровом заводе в александровскую эпоху.
Конец ХIХ - начало ХХ века в русском искусстве - это Серебряный век и его блестящая плеяда: В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере - художники, выбравшие для борьбы против социальных и политических течений в живописи "чистое и свободное искусство". Во многом мировоззрение и эстетику этого периода определяло объединение "Мир искусства", основанное в Петербурге в один год с открытием Русского музея (1898 г.). Это мировоззрение представляет, в частности, "Шестикрылый Серафим"(1904) М. А. Врубеля (тема пророческой миссии художника, волновавшая символистов разных поколений и стран). "Планетарность" видения отразилась в работах "Утро" и "Юность" К. С. Петрова-Водкина.
И, разумеется - театр… "Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова" (1912) художника А. Я. Головина - портрет-зрелище, величественный и монументальный. "Портрет В. Э. Мейерхольда" (1916) Б. Д. Григорьева - эксцентричный, причудливо изломанный. Театр - любимая тема художников-мирискусников. Театр, где соединялись грезы и действительность, живое и неживое, "сегодня" и "вчера".
Коллекция авангарда, работы художников времени исторического перелома ХХ века… Нет в мире собрания русского авангарда, которое могло бы сравниться с поистине уникальным собранием Русского музея. На выставке представлены супрематические работы К.С. Малевича, его крестьянский цикл - "живописный эпос".
Среди художников этого времени, представленных на выставке - "отец русского абстракционизма" В. В. Кандинский, еще в 1911 году провозгласивший беспредметность в искусстве своим принципом, а также художник-философ П.Н.Филонов (Русский музей является обладателем самого полного собрания его произведений).