Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея приглашают на выставку "Вера Фаворская (1896-1977), Иван Чекмазов (1901-1961). Живопись, графика. Из музеев и частных собраний Москвы". Выставка будет работать с 19 сентября до 19 октября. Пресс-показ состоится 19 сентября в 12.00. Вернисаж в 16.00.
Выставка наследия супругов Веры Васильевны Фаворской (1896-1977) и Ивана Ивановича Чекмазова (1901-1961) продолжает серию экспозиций Третьяковской галереи, посвященную возвращению забытых имен в искусстве ХХ века. Их творчество является частью необычайно богатого на открытия пласта художественной жизни, которая проходила в стороне от официальной доктрины соцреализма.
Высокое профессиональное мастерство работ Фаворской и Чекмазова, впитавших пластическую культуру авангарда, находясь под влиянием сезаннизма и кубизма, отмечалось еще в начале их творческого пути.
Они учились во Вхутемасе в первые годы его существования, где и познакомились в мастерской Р. Фалька, став товарищами, затем друзьями и, наконец, спутниками на всю жизнь. Но каждый сохранял свою творческую индивидуальность. Учителями Фаворской были А. Архипов, К. Коровин, А. Куприн, Р. Фальк. Чекмазов был учеником и ассистентом Фалька. Уже в начале 1920-х годов Фаворская и Чекмазов активно выставлялись: принимали участие в Первой выставке русских художников в Берлине в галерее Ван-Димен, в выставке, организованной обществом "Бубновый валет", в выставках объединений ОМХ, "Московские живописцы", АХРР, где их произведения экспонировались одновременно с работами известных мастеров, своих учителей и коллег - А. Осмеркина, А. Лентулова, И. Грабаря, А. Куприна, Р. Фалька, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Древина, Н. Удальцовой.
Излюбленным жанром Фаворской был натюрморт. Она компоновала свои холсты мощно и властно, создавая образы цельные, концентрированные и простые, строя работы на смелых цветовых сочетаниях. Чекмазов был одаренным пейзажистом. Одним из любимых его мотивов был вид из окна квартиры на Зубовской площади. Отсюда же писал Зубовскую площадь В. Кандинский, живший в этой квартире 1910-е годы. Полотна Чекмазова отличает выразительность и утонченность цветовых сочетаний, виртуозность и тонкая нюансировка в разработке фактуры. Эти качества особенно полно проявились в его Крымской серии.
Много сил и времени и оба художника уделяли преподаванию, воспитав целую плеяду живописцев. Организованная ими практика студентов Суриковского института в селе Козы в Крыму до сих пор помнится многим мастерам поколения "шестидесятников". На волне борьбы с формализмом в послевоенные годы Фаворская и Чекмазов были отстранены от преподавания в МГХИ им. В.И. Сурикова наряду с такими прекрасными художниками, как А.Осмеркин, А.Матвеев, В.Почиталов.
Выставка в Третьяковской галерее впервые полно представляет наследие художников, включая работы 1910-х-1920-х годов. К выставке издан иллюстрированный цветными репродукциями каталог, явившийся первой серьезной публикацией работ Фаворской и Чекмазова. В нем впервые напечатаны воспоминания Веры Фаворской, замечательные не только точным воссозданием духа времени, но и прекрасным образным языком.