"Акт фотографирования одновременно сложен и прост, так как представляет собой действие сознательное и предсознательное". (Джерри Уэлсман. Реконструкция реальности // Foto&video. N5. 2000).
Вадим Шекун познакомился с фотографией, еще учась в школе, но тогда мысли, что она станет профессией, не было. В юношеские годы он осознанно перешел рубеж любительской фотографии, перейдя в её профессиональную сферу - Фотоискусство стало его призванием.
Поначалу, технология создания фотографии была наиболее важна для молодого фотографа. Вадим Шекун рассказывает: "Ночь. Полутьма. При свете красной "магической" лампы рождается изображение на белом листе фотобумаги. Это напоминало таинство средневековой алхимии, колдовства. Правда, после бессонных ночей, проведенных в фотолаборатории, волшебство превратилось в обычную рутину. Оказалось, никакого волшебства в технологическом процессе нет, есть точный и холодный расчет. Магия оказалась в другом".
Вадима Шекуна начал волновать творческий процесс, а не факт получения качественного негатива или отпечатка. Его стала волновать проблематика поиска сюжетов, поиска своего стиля, языка и способа самовыражения.
В конце 1990-х годов молодой фотограф пришел к фотомонтажу. Для Вадима Шекуна было не важно, с помощью чего он будет выполнен: будет это фотоаппарат и увеличитель или компьютер. Технология не имела значения: важен конечный результат. Важно, чтобы сюжет, который задумывался, воплотился в жизнь. В конце 1990х - начале 2000х годов окончательно сложилась технология создания фотопроизведений Вадима Шекуна - "компьютерный фотоколлаж".
Тематика работ фотохудожника достаточно сложна - печать времени и скоротечность человеческой жизни, иные пространства и продукты человеческой цивилизации, поэтому фотографии требуют глубокого раздумья. В таких произведениях Вадим Шекун выступает как сюрреалист: "Мои работы - попытка создать сюрреалистическую фотографию". Но это не прямое подражание художникам этого направления в изобразительном искусстве, а схожесть в философских переживаниях, в склонности к изображению сверхреальности, ориентир на поиск псевдо реальности в иных сферах, самовыражение в реальности свободы, а также обращение к коллажу - коллажу поэтическому, ставшему главным жанром в творчестве молодого фотохудожника.
Пейзаж в произведениях молодого фотохудожника теряет свою реальность, превращаясь в фантасмагорию; объекты, простые по своей форме, создают сложность во внутреннем восприятии их свойств, их вещественности; портрет не несет в себе как такового внешнего изображения модели, а превращается в фантом на тему "человеческая жизнь". Через все это фотохудожник пытается показать взаимоотношения между людьми и их внутренним миром, противопоставить всему окружающему свои душевные переживания и чувства; отобразить "вещественность бытия" мира предметов - объектов. Вадиму Шекуну нравятся эксперименты над реальностью, порой опасные эксперименты. Увлекает мистика. "Я - мистический фотограф, создающий свою "реальную виртуальность"".
Свои произведения Вадим Шекун называет черно-белой фото графикой. Все работы молодого фотохудожника не насыщены обширной цветовой гаммой, а переведены в монохромный облик. Отсутствие цвета, как такового, не мешает восприятию основной мысли, а наоборот, обостряет чувство понимания сюжета, придает некую аскетичность. "В черно-белом пребывает абсолютность жизни и абсолютность цвета" (Альберт Энштейн).
Сегодня еще точно нельзя идентифицировать фотопроизведения Вадима Шекуна с каким-либо направлением в современной российской фотографии. Можно только отметить то, что в его работах есть три особенности, с которыми он соглашается. Первая - в них много элементов сюрреализма, вторая - в фотографиях много литературы, поэтики и философии, третья - сюжет иногда доводится до уровня плаката. Пользуясь видением реального через ирреальные образы, Вадим Шекун, в некоторых работах, специально добивается плакатности.
Время, пространство, человек, предмет и объект - это основные темы творчества вологодского фотохудожника Вадима Шекуна, в котором он пытается отобразить миры реальные и ирреальные, миры внешние и внутренние.
Шекун Вадим Васильевич. Родился в Вологде в 1976 году. Живет и работает в Вологде. Фотохудожник, дизайнер, научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи. С 1993 года член Вологодской областной организации Союза фотохудожников России. С 1999 года член Союза фотохудожников России. Участник городских, областных и международных выставок, а также фотоконкурсов и фестивалей. Один из первых, кто в Вологодской области начал заниматься фотографией с применением компьютерных технологий. (Алиса Антонова, старший научный сотрудник ВОКГ)