Центр современного искусства приглашает Вас 7 февраля в 19:00 на открытие выставки "Дмитрий Лион. 1:1".
Календарь, как жанр арт-практики, находится посередине между изобразительным и словесным искусствами. Классические советские отрывные календари - на газетной бумаге, с поздравлениями ко дню международной солидарности и советами как самому собрать радиоприемник - произведения скорее словесности, чем графики. (Листочки таких календарей, если помните, принято было не отрывать, а заворачивать вверх, скрепляя резинкой, чтобы затем перечитывать долгими зимними вечерами).
С точки зрения типографии "Линия График", календари проходят по ведомству изобразительного искусства. Двенадцать страниц изданного "Линией" календаря составляют двенадцать рисунков из наследия Дмитрия Лиона - художника очень своеобразного, известного в кругу ценителей благодаря сериям графических работ на библейские темы и особому, почтительно-трепетному отношению к пространству белого листа.
По прошествии десяти лет после смерти художника становится ясно, насколько масштабной и рискованной была задача, которую он ставил перед собой.
Всё его творчество - это попытка найти третий, не испробованный культурой способ познания мира. По большому счёту их у человечества только два. Первый - путь европейского искусства в его классическом ренессансном варианте, где картина - зеркало, пейзаж - окно в реальность, а живопись - триумф и праздник зрения. Второй - путь последовательного абстрагирования от внешнего облика мира, через пиктограммы и иероглифы напрямую ведущий к ничего не изображающей (но всё способной обозначить) универсальной букве - с той же неизбежностью, с какой первый путь ведёт к фотографии, но уводящий ещё дальше - за пределы изобразительного искусства - к литературе.
Лион искал нечто иное. Он пытался, ни много ни мало, создать иной, более совершенный язык ради высказывания таких истин, для которых и изобразительное искусство, и письменность - недостаточно тонкие инструменты. Их он, безусловно, тоже использовал, - но крайне сдержанно, молчаливо соглашаясь с необходимостью следовать правилам игры.
Отсюда в его рисунках вкрапления надписей, по большей части нечитаемых, присутствующих в качестве почётного караула - бездействующего, но не покидающего пост. Отсюда же - редкие узнаваемые детали, вводимые до чрезвычайности скупо, аптекарскими дозами: один глаз, много - два глаза, очень много - одинокий профиль или ладонь. Реалистическое изображение фигур и предметов Лион называл "материализацией", вкладывая в термин явно негативное содержание: "Материализовать - значит разрушить".
Художник всю жизнь более всего любил чистый белый лист - воплощение и рецепт истины. Как он огорчился, когда устроители выставки отрезали вдоль его листа полтора сантиметра "пустого" белого, подгоняя под размер рамы! Он пытался соединить творчество с ненарушенной чистотой листа, как рождение с непорочностью, он создавал произведения искусства, не изображая случайные вещи мира и не пересказывая их…
Типография "Линия График" воспроизвела рисунки Лиона "один к одному" - со всеми необозримыми полями белого, со всеми трепещущими штрихами, чёрточками, линиями, прозрачными пятнами и исчезающими точками. Изданием можно пользоваться как обычным календарём или как альбомом высококачественных репродукций, а по прошествии 2003 года - разобрать на отдельные листы, убрав вставки календарных сеток, и стать обладателем серии из двенадцати постеров безупречного полиграфического исполнения. (Анна Чайковская)