В Норильском городском музее продолжает работу открывшаяся недавно выставка "Лев Гумилев и его Голгофы", посвященная 90-летию ученого и писателя. Голгофами герой экспозиции называл годы заключения в лагерях. Впрочем, и в годы застоя столь оригинально мыслящему человеку приходилось воевать с оппонентами. Юбилейная выставка не совсем обычная, вся информация "спрятана" в сенсорный монитор и появляется на экране после удара пальцем по строчке меню.
Судя по многочисленным отпечаткам пальцев на экране монитора, прогрессивный для нашего города вид экспонирования пользуется спросом у посетителей. Подобный сжатый показ продиктован еще и бытовыми трудностями: в музее продолжается ремонт, связанный с подготовкой залов к юбилею Норильска. Кроме того, в нашем хранилище истории не так много документов о Гумилеве. Есть, правда, две раритетные книги с автографами его матери Анны Ахматовой, но они не имеют прямого отношения к заявленной теме. Дополнительные материалы о бывшем заключенном норильского лагеря научные сотрудники извлекли из сайта "Гумилевица". Вместе с главным хранителем музея Валентиной Вачаевой над выставкой поработал web-дизайнер Евгений Герасименко.
ЕСТЬ ХАЗАРЫ!
Молодое поколение выбирает Гумилева. Евгению Герасименко он показался фигурой гораздо более привлекательной, нежели Завенягин. В прошлом году вместе с главным хранителем Женя подготовил музейный сайт, посвященный 100-летию легендарного директора. На него пришли очень противоречивые отзывы. "А Гумилев - фигура аполитичная, - говорит Женя, - это просто ученый, очень талантливый человек". В разговоре о дизайне и дизайнерах Женя произносит фразу о творческих людях, которым "...кроме убедительного таланта нужны упорство и труд". Очень по- гумилевски. По мнению автора проекта Валентины Вачаевой, высказывание имеет прямое отношение к самому Евгению Герасименко. "Его решение оформления выставки простое и одновременно изящное", - считает главный хранитель. А удивить или восхитить Валентину Петровну практически невозможно, об этом знают все ее друзья и сослуживцы. Впрочем, об Яне Мусевиче (между прочим, компьютерном гении "Заполярки") главный хранитель отзывается тоже очень уважительно. Первые музейные виртуальные проекты они делали вместе.
Талантливые люди - чуть-чуть авантюристы. Во время последней переписи населения Женя Герасименко и его друзья записались в историю России как хазары. Такая идея появилась во время проведения переписи на интернет-сайте и, наверное, понравилась многим. В одной из информационных программ центрального телевидения сообщили, что в Москве и России выявлено много хазар. Если таковых наберется достаточно, может встать вопрос об их автономии. Лев Гумилев долго искал (и нашел, и написал об этом книгу) следы исчезнувшего Хазарского каганата. Само название "хазары" было известно еще автору "Повести временных лет" и часто упоминалось в русской литературе, но кто это такие, толком никто не знал. Их предков и потомков до сих пор не обнаружили. Благодаря гумилевской выставке нам удалось познакомиться с одним из хазар.
ТЫ ПАССИОНАРИЙ ИЛИ НЕТ?
С легкой руки Гумилева слово "пассионарий" вошло в лексику русского языка. Пассионарии - пророки, творческие и деловые люди, ученые, авантюристы и честолюбцы - движут историю вперед. У них слабо развит инстинкт самосохранения. Правда, мотивы их поступков разные: одни хотят власти и денег, другими движет стремление к истине. Христианские святые, Ван Гог, Гоголь, Достоевский, Джордано Бруно, Штольц из романа "Обломов", Колумб и Васко да Гама - пассионарии (примеры приведены из диаграммы, которую Гумилев использовал при чтении публичных лекций). Сейчас явно не хватает бескорыстных пассионариев. С экрана сенсорного монитора это объясняет зрителям и вдова Льва Николаевича Гумилева Наталья Викторовна: "То, что нас окружает такая преступность, говорит лишь о том, что мало пассионариев-бессребреников, которые за правду могли бы пойти на все".
Казалось бы, чем плох обыватель? Сидит себе дома, смотрит телевизор и думает исключительно о своем житье-бытье. Однако Гумилев ставит обывателей в один ряд с бродягами и преступниками. И тем и другим нет никакого дела до судеб мира. Все прочие чувства у них перевешивает инстинкт самосохранения. Бесплодные болтуны-интеллигенты (созерцатели и нестяжатели) мало отличаются от обывателей и бандитов. Какую пользу России могут принести ноющие тетки, три сестры из чеховского "Вишневого сада"? Босяки Горького, Остап Бендер, Раскольников, Обломов - те же субпассионарии. "Самое страшное - когда люди начинают скучать, - цитирует слова мужа Наталья Викторовна (а мы читаем их с экрана), - значит, они полны инертности". А любой стране нужны энергичные граждане, готовые поступиться личными интересами и "сгореть" во благо Отечества. Выставка о Гумилеве в музейном варианте напоминает картины Андрея Поздеева, главная задача которых - разбудить в зрителях мысль, а не поразить их академичностью исполнения.
ЭТНОЛОГИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В НОРИЛЬСКЕ! НА ЛАГЕРНЫХ НАРАХ.
В лагерь Гумилев попал как террорист. Его обвинили в том, что вместе с двумя студентами он задумал покушение на большого партийного начальника. На самом деле Гумилев сидел за папу и маму, опальных поэтов, и за то, что не умел держать язык за зубами. Во время лекции в университете один профессор стал потешаться над Николаем Гумилевым, называя его Тартареном и утверждая, что поэт писал про Абиссинию, а сам не бывал дальше Алжира. "Да он был в Абиссинии", - откликнулся Лева Гумилев, сидящий на студенческой скамье. "Кому лучше знать, - вспылил профессор, не подозревая, что перед ним сын поэта серебряного века, расстрелянного советской властью, - мне или вам?" Аудитория грохнула, профессор написал донос, Гумилева арестовали.
Сидя на нарах в норильском лагере и слушая рассказы астронома Николая Козырева, Гумилев впервые подумал о влиянии природы на историю человечества. Можно сказать, что новая наука этнология зародилась именно тогда. Подробности пребывания в лагере описаны Гумилевым в очерке "Довоенный Норильск". Так же называется один из разделов выставки. Он проиллюстрирован фотографиями и документами из фондов норильского музея, среди которых немало воспоминаний о Гумилеве. Сосед по нарам - разведчик Дмитрий Быстролетов - запомнил его, например, как феноменально непрактичного, неустроенного человека, с заплывшими глазами, шатающегося от слабости, который конфликтовал со всеми подряд, попадая из одного скверного положения в другое, жил в бараке самых отпетых урок и выглядел как босяк...
По-видимому, нет смысла пересказывать тексты всех документов и публикаций, которыми так щедро насыщена необычная выставка. Добавим только, что на экране можно увидеть и "живого" Гумилева, дающего одно из первых телеинтервью, а также совершить виртуальную экскурсию по его квартире в Петербурге. Жаль, что так и остался неизданным буклет, посвященный юбилею и выставке. Если бы это произошло, то наверняка бы его унесли с собой побывавшие на открытии представители различных информационных служб. Познакомившись с вехами биографии известного ученого, они не стали бы утверждать с телеэкрана, что Гумилев написал свои книги в 20-е годы или прямо на нарах норильского лагеря. Это случилось несколько позже. Для желающих узнать подробности жизни замечательного ученого, напоминаем: всю "спрятанную" в выставочный компьютер информацию можно распечатать и унести с собой. (Татьяна Рычкова)