Приморские курорты рубежа ХХ века, запечатленные Дмитрием Кардовским, Леонидом Пастернаком, Игнатием Нивинским и Петром Кончаловским; гротескные персонажи Аминадава Каневского и Даниила Дарана 1920-х годов; фотографии, открытки, пляжные зонты и купальные костюмы начала 1930-х из парижской коллекции Александра Васильева; легендарные летние пленэры московских художников в Козах, живопись и графика советской эпохи - от Владимира Серова до Владимира Стожарова; романтика курортной жизни в Коктебеле, Массандре, Гурзуфе, Паланге; произведения современных авторов - на выставке галереи "Ковчег" "На солнечном пляже в июне… Отдых у воды в изобразительном искусстве ХХ века". Произведения для выставки предоставили: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Вологодская областная картинная галерея, Ярославский художественный музей, Музей общества "Мемориал", Галерея Московского центра искусств, а также авторы, наследники и коллекционеры.
Галерея "Ковчег" уже не раз обращалась к сюжетам, постоянно присутствовавшим в отечественной культуре завершившегося столетия. Таковы были экспозиции "Память нёба" (еда в российском искусстве), "Акварель и время" (эволюция акварельной лирики), "Сто лет с огоньком" (курение и курильщики как предмет изображения). К той же серии, исследующей изобразительные "обиняки" ХХ века, принадлежит и нынешняя выставка, материалы для которой собирались около года.
В числе "вечных тем", проходящих сквозь творчество десятков, а то и сотен российских художников, заметное место занимает мотив пляжей и вообще курортного отдыха. Пляж, его натурные зарисовки и живописные этюды нередко встречаются в творческих наследиях и архивах. Значительные или малоизвестные авторы охотно отдавали дань подобным "легкомысленным" сюжетам. Кто-то искал на людном песчаном берегу декоративных эффектов, кто-то "протоколировал" выразительные курортные мизансцены, кто-то любовался градациями освещенности или непринужденной пластикой отдыхающих… Собранные вместе, такие работы передают обаяние минувшего времени, позволяют сопоставить творческие почерки разных авторов, одновременно напомнив зрителям их имена.
Отдых у воды давно стал привычной формой времяпрепровождения для миллионов людей, так что интрига - не в экзотичности материала, а в обилии интерпретаций того, что можно отнести к проявлениям "коллективного бессознательного". Одна только советская эпоха оставила в память о себе горы фотографий, сделанных на профсоюзных курортах, и этюдов, писаных в домах творчества СХ СССР. Даже самые "правоверные" авторы, расслабившись после "идейно выдержанных" заказов, спешили на берег моря или, допустим, пруда, чтобы живописать купальщиц, парусники или полосу прибоя.
А была ведь еще и другая жизнь - пляжи во "времена кринолинов". Если пытаться по-настоящему рассматривать эволюцию темы в ХХ столетии, начинать придется как раз с той эпохи, о которой и спел Александр Вертинский. Европейские курорты и дореволюционные приморские городки также остались запечатлены в российском искусстве - тем интереснее сегодня обнаруживать контрасты или выискивать грани отличий между разными типами изображений и социальными средами.
"На солнечном пляже в июне…" - это и жанр, и пейзаж, и портрет, причем нередко одновременно. Кроме изображений непосредственно пляжа, в экспозицию включены работы, напоминающие о знаковых курортных места вроде Гурзуфа и Паланги, а также произведения с "атмосферой", с ассоциациями к обозначенной теме. В выставке наряду с частными коллекционерами, авторами и наследниками художников принимают участие столичные и региональные российские музеи.
Открытие выставки состоится 3 декабря в 18 часов. Выставка открыта с 4 декабря до 2 февраля 2003 г.