Омский музей изобразительных искусств представляет в своих залах выставку "Омский Союз художников в контрастах эпохи". Выставка приурочена к 70-летию образования Омской организации Союза художников России. Постановление об организации областного отделения Союза художников СССР в Омске (ОмСХ) в 1932 году стало эпохальным и во многом определяющим дальнейшие события в художественной жизни нашего города.
Музей изобразительных искусств и омскую организацию Союза художников связывают многолетние творческие отношения. Доказательством тому служат многочисленные совместные выставки, конференции, диспуты, печатные издания (каталоги, буклеты, статьи искусствоведов) и, в первую очередь, богатая коллекция работ художников Омска, принадлежащая музею. Комплектование экспонатов происходило в разное время различными путями. Часть работ поступила в музейные стены после областных, региональных, республиканских, всесоюзных выставок, в которых активно принимали участие омские творцы. Значительную долю работ музей приобрел у художников и их наследников. Наконец, неоценимую помощь из года в год оказывают ООМИИ сами художники, бескорыстно отдавая в дар свои работы. Один из последних значительных примеров - выставка-акция "Дар музею", проходившая в 1999 году в стенах Дома художника, посвященная 75-летию ООМИИ им. М.А. Врубеля: музей получил в подарок от художников около 200 работ (живопись, графика, скульптура).
Впервые за долгие годы площади музея позволили наиболее полно показать многолетний труд Омской организации Союза художников на примере музейной коллекции. Настоящим открытием не только для омского зрителя, но и самих художников станет знакомство с произведениями мастеров, стоявших у истоков создания Омского Союза художников (П.А. Россомахин, Е.А. Крутиков, И.С.Шульпин).
В экспозиции, расположенной в трех залах, в хронологическом порядке представлено около 200 работ 85 художников Омска. Выставлены наиболее значительные, показательные для творчества мастеров произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Грандиозные события ушедшего века с его переломными вехами не могли не отразиться на творчестве омских художников. К темам эпического и лирического пейзажа К.П. Белова, Д.С. Суслова, лирических композиций В. Р. Волкова 1930-х годов во второй половине 1940-х присоединяется тема войны, фронта (К.Н. Щекотов, А. Н. Либеров, Т. П. Козлов, И.Я. Сивохин). Работы 1950-х годов отличаются более разнообразной тематикой. Наряду с циклами сибирских пейзажей, жанровыми композициями на тему строительства и восстановления народного хозяйства, часто предметом изображения становятся люди разных профессий и увлечений (М.Ф. Гладунов, П.С. Мухин, В.Р. Волков, A.M. Дубровский). В это же десятилетие запечатлена и группа омских художников ("Творческий отчет", 1957, Т. П. Козлов). В 1960-е годы в Омскую организацию Союза художников происходит мощное вливание молодых творческих сил: живописцы В. Кукуйцев, Н.Брюханов, Ю.Давыдов, Р.Черепанов, Н. Третьяков, Е. Куприянов, В. Бичевой, Г. Штабнов, художники-графики Ст. Белов, А.Чермошенцев, И. Желиостов, Н. Бережной, скульпторы Н. Бабаева и Ф. Бугаенко. В области монументального искусства работают М. Слободин, Н. Брюханов и Н. Третьяков. Интенсивно начинает развиваться омская графика. Работы художников-"шестидесятников" отразили сюжеты и типажи, раскрывающие романтику дальних дорог, гигантских строек, творческих поездок. Юбилейные даты страны - 20-летие победы в ВОВ (1965), 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции (1967), 100-летие со дня рождения В. И. Ленина (1970) во многом определили эмоциональную и социальную ориентацию искусства. "Суровостильные" работы художников шестидесятых сменяют "философско-отстраненные" работы мастеров поколения семидесятых годов (Г.Пилипенко, Г. Катилло-Ратмиров, Р. Камкина, А. Шакенов, В. Долгушин, А.Темерев, М. Разумов, И. Санин и др.). При всем разнообразии жанров девиз искусства 70-х - "больше размышлений, чем чувств". В эти годы набирает силу декоративно-прикладное искусство. Его яркий представитель - В. С. Синицких, продолживший лучшие традиции тобольских косторезов. Художники плодотворно работают в области книжной иллюстрации (И. А. Санин, Б. Тржемецкий и др.). Во второй половине 1980-х - 1990-е годы наряду с уже сложившимися мастерами, работающими в традиционной манере, появляются молодые художники, ориентирующиеся в своем творчестве на авангардные направления (С.Александров, Н. Молодцов, Т. Бугаенко, Т. Колточихина, А. Машанов, Б.Миронов, Е. Дорохов и др.). Происходит размывание границ жанров.
Аналитический взгляд на мир увлекает зрителя. Усложняется художественный язык и технические приемы. В декабре 2002 года один из дней ежегодной научной музейной конференции "Декабрьские диалоги" будет посвящен истории создания Омского СХ и пройдет на фоне выставки.