В салоне-магазине "Радуга" г. Самары открылась новая выставка эксклюзивных репродукций картин Константина Коровина (1861-1939), наиболее яркого представителя русского импрессионизма. Выставка впервые объединяет около 30 работ мастера, разбросанных ходом истории по музеям России и Армении.
Экспозиция знакомит с разными жанрами и периодами творчества художника, ученика А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Но творческое кредо Константина Коровина - любовь к жизни, утверждение "отрадного", - является общим для всех его полотен.
Константину Алексеевичу свойственна особая, лирическая интерпретация натуры. Работы мастера отмечены новыми для русской живописи тенденциями: большее значение, в сравнении с сюжетом, в них обретали передача воздуха и света, многоцветие мира, выявление в натуре состояний, близких переживаниям людей.
Летом 1885 года под Подольском рождается близкий поленовским картинам пространственный пейзаж "Речка в Меньшове", изысканная жемчужно-зеленая гамма которого отражают гармоничное мироощущение автора. Именно Поленов много сделал для формирования будущего художника. С лета до поздней осени 1888 года они провели вместе в Жуковке на Клязьме. Здесь написано полотно "Настурции", имеющий полупортретный-полужанровый характер и запечатлевший облик окружавших художника людей. Картина "Настурции", где персонажи погружены в одухотворенную, пронизанную светом и наполненную воздухом среду пейзажа, была одним из первых образцов характерного для русской живописи последующих 1890-1900 годов "бессюжетного" жанра.
Морская тема открыла в Коровине романтика, пишущего парусные суда ("Корабли. Марсель", 1890-е). В отличие от Эдгара Мане, увлеченного движением людей, кораблей и лодок, вибрацией парусов на ветру, в мотивах порта Бордо Константин Алексеевич предпочитает большую статичность. В его работах корпуса судов и лес мачт громоздятся на фоне неба и города вдали, видимые в лучах заката или сквозь пелену утреннего тумана. Ощутим интерес к изменчивой, самой "импрессионистической" из сред - воде, дающей художнику эффекты рефлексов и мерцаний света.
Художник не был равнодушен к поискам в современном искусстве. В середине 1900-х в творчестве Константина Алексеевича произошли изменения, вызванные эволюцией в русской живописи. Ряд картин 1906-1908 годов, написанных сравнительно более мелким, чем обычно у Коровина, мазком, свидетельствует и о его попытках идти "в ногу" со временем и о верности себе. Таков солнечный пейзаж "На юге" (1906), где изображена Ялта.
Во второй половине 1900-х в станковом творчестве художника окончательно формируются та присущая только ему манера широкого и свободного эскизного письма, что навсегда будет связана с именем Коровина, его особая, коровинская концепция картины, суть которой в единстве жизненной непосредственности и декоративности.
В 1910 годах в круг его интересов вошли натюрморт и интерьер. В полотнах Коровина традиционные жанры большей частью "смешиваются", давая новый сплав - неповторимо индивидуальную, "коровинскую" картину, где человеческие фигуры, цветы и плоды помещены в эмоционально активный пейзаж, интерьер или находятся на границе двух этих сред, у раскрытых окон и дверей. Вводя женскую фигуру интерьер, художник с интересом фиксируeт какое-то одно из состояний модели - размышление, погруженность в тихое музицирование ("Осень", "Дама в кресле", "Дама с гитарой").
Со второй половины 1900-х художника все больше увлекают колористические эффекты вечернего освещения, положенные в основу сюиты "Парижские огни" и многих произведений, написанных в Крыму и Подмосковье ("Париж", 1907, "Ялта ночью", "Париж", 1933). Французская столица появилась в творчестве Коровина во второй половине 1890-х. Художника волнует общая задача - передать сам дух Парижа, атмосферу его повседневной жизни. Его полотна отличает гармоничный сплав жизненной непосредственности, декоративного и конструктивного начал. Чувство восторга феерическим блеском ночной жизни в большом городе сопровождается едва заметным ощущением человеческого одиночества в нем.
Последние шестнадцать лег жизни художника связаны с Францией, куда он выехал в конце 1922 года для устройства выставки. В станковой живописи в этот период он сосредоточился на пейзаже и натюрморте ("Натюрморт с синей вазой", 1922, "Натюрморт с фруктами и бутылкой", 1923-1939), "Монмартр вечером", 1923-1939). В картине "Париж. Сен-Дени" (1920-е) четко очерченным строениям, взятым в острых ракурсах, противопоставляется завораживающее чудо мокрого асфальта на вечерней площади, как будто вобравшего краски зданий и деревьев, бездонного неба, сияние фонарей и реклам, отражения пробегающих людей и мчащихся машин. Болезненно-нежное и напряженное звучание приобретает розово-синий колорит в изображении любимого художником мотива - "Розы" (1923-1939). Эти экспрессивные по колориту работы отражают не только творческую эволюцию Коровина-живописца, но и внутреннее состояние, вызванное и жизненными невзгодами и тоской по России.
О дальнейшем передвижении выставки первого русского импрессиониста читайте на сайте устроителя - Международной общественной организации "Центр духовной культуры" - www.centre.smr.ru.