Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Сергей Дыбов

НАПОЛЕОН. БУЛОНСКИЙ ЛАГЕРЬ.

Небольшой уютный и живописный город Булонь-сюр-мер на севере Франции в наше время выделяется только своей рыбопромысловой базой – самой крупной во Франции, никак не впечатляющей людей, привыкших к российским масштабам, единственной в Европе бирже по торговле рыбопродуктами и крупнейшим в Европе музеем моря.

Свою историю он ведёт от 55 года до нашей эры, когда здесь в устье реки Лианы Юлий Цезарь создал плацдарм для пересечения пролива и нападения на Британские острова. Это был самый северный порт Римской Империи. С тех пор здесь было основано римское военное поселение, по причине постоянных туманов названное Бонония. Местные жители, галлы, не пришли от этого в восторг и вели постоянную борьбу с пришельцами, называя город по-своему – Жесоряк. В средние века его название трансформировалось в Булонь. После того, как на берегу местные жители наблюдали появление из моря на рыбацкой лодке Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, город превратился в место паломничества верующих, В честь этого события во многих городах Франции были построены соборы, посвящённые Нотр Дам де Булонь, и появилось ещё несколько городов с этим именем, наша Булонь приобрела приставку sur mer, то есть Булонь-на-море. (Самый известный из одноимённых городов Булонь-Биянкур – центр белой эмиграции, центр французского автомобилестроения, и прилегающий к нему одноимённый лес на востоке Парижа).

Из других исторических достопримечательностей – родовой замок организатора первого крестового похода герцога Готфруа (Готфрида) Бульонского[i]. Остатки маяка, построенного по приказу Калигулы. Маяк был разрушен во время шторма, когда дожди подмыли обрыв, на котором он стоял. Его смотрители погибли. Оставшийся сиротой их сын по имени Патрик начал своё путешествие по Римской Империи, которое он закончил в Ирландии, куда он принёс христианство. Все ирландцы и жители севера Франции с тех пор почитают Святого Патрика.

И хотя город расположен в достаточно бойком месте, и его посещало множество знаменитых людей, а до присоединения к Франции Кале он был ближайшим к Англии портом, его двухтысячелетняя история была не особенно бурной. Может быть, и вспомнить было бы нечего кроме древней истории, если бы его не почтил своим вниманием Наполеон.

В начале XIX века город Булонь переживал трудное время. Близость к войне нарушила торговые связи, а рыболовство, как и корсарство[ii], прекратилось из-за полного контроля над Ла-Маншем английских кораблей. Правительство вело затяжную войну со всем светом, и только внимание со стороны военного министерства могло помочь городу. Поэтому когда в правительстве зародился план вторжения на Британские острова, один из видных деятелей Директории Пьер Дону[iii] рекомендовал город Булонь, удостоившийся в своё время внимания Цезаря с той же целью. Директория всерьёз рассматривала перенос войны на английскую землю. С этой целью в 1796 году был разработан план переброски крупных войсковых соединений через Ла-Манш на небольших судах, которые предлагалось собрать в портах Булонь, Кале и Дюнкерк. Этот план был предложен для реализации самому знаменитому французскому генералу, в 1797 году одержавшим победу над Австрийcкой монархией.


«Наполеон в Булони». Париж, Музей Армии.

Тогда, в феврале 1798 году, и посетил впервые Бонапарт эти места, когда для подготовки вторжения в Британию проводил инспекцию северного побережья Франции. Он отметил благоприятное расположение города для подготовки войска и судов к морской операции. В городе был расположен морской гарнизон, и начались работы по реконструкции портов Булонь и Кале, и вспомогательных портов в Етапле, Амблетёзе и Вимрю. Однако, после возвращения в Париж, Бонапарт отверг идею прямого нападения на Британские острова, и все работы были остановлены.

А затем История закрутилась с новой силой. И не только для Булони, а для всей Европы.

Генерал Бонапарт высадился в Египте. Фельдмаршал Суворов в Италии. Адмирал Ушаков отвоевал у французов греческий остров Корфу, а адмирал Макаров голландский Тексель. Адмирал Нельсон занял Гибралтар и остров Мальту, установив полный контроль над Средиземным морем. В Европе разбушевалась первая широкая война за передел её границ. Французы теряют свои позиции одну за другой. Европейские монархии, формально ведущие «священную» войну с революцией, не упускают возможность «прихватить» новые территории, из-за которых начинают конфликтовать между собой.

Затем неблагоприятный для французов 1799 год сменился триумфальным 1800. Бонапарт вернулся во Францию. Россия отозвала свои войска, и, более того, император Павел завёл дружбу с республиканцем Бонапартом. Австрийская столица впервые под угрозой, да и само дальнейшее существование Священной Римской Империи под вопросом.

Вторая антифранцузская коалиция рассыпается. 1801 год становится годом мирных договоров. Февраль - Люневилльский мир Франции с Австрией[iv]. Март – испано-французский Аранхуэзский[v] и франко-сицилийский Флоренский[vi] договора. В сентябре капитуляция французской армии в Египте[vii] и подписание франко-португальского Бададжоского договора. Октябрь – подписание в Париже франко-русского[viii] и русско-испанского[ix] договоров. Кроме того, Бонапартом были заключены соглашения с Алжиром, Тунисом, Ливией, Турцией и США. Впервые за 10 лет Европа получила мир. Во Франции начинаются наполеоновские преобразования по исправлению результатов революционных реформ предшественников.

Только Великобритания не смирилась с этой ситуацией и не присоединилась к мирному договору.

Весной 1801 года в Булони были возобновлены работы по реконструкции порта. Было начато строительство около 180 десантных судов и подготовка экспедиции под командованием адмирала Латуш-Тревилля[x]. Эти приготовления встревожили Англию, и 27 июля адмирал Нельсон получил под команду эскадру из 30 судов, и приказ разрушить французские приготовления в Булони.

Эскадра Нельсона имела 2 крейсера, 2 фрегата, 14 бригов, 7 лёгких судов и 4 бомбометателя. Булонская флотилия имела 39 небольших судов, среди которых 8 канонерских лодок, 12 канонерских кораблей и 5 прамов[xi].

Конечно, в случае, если бы вторжение в Англию состоялось, Булонская флотилия не могла бы играть самостоятельную роль. Не говоря уже о том, что крупных боевых кораблей в ней никогда не было. «Владычицу морей» Британскую империю не беспокоил французский военный флот, её беспокоила возможность переброски крупной наземной армии.

В начале августа Нельсон предпринял две попытки атаковать. 3 августа английская эскадра предприняла попытку войти в порт. Но была остановлена заградительной линией, состоящей из шлюпок, поставленных на якорь, скреплённых между собой цепями и оборудованных абордажными сетками. Часть шлюпок несли артиллерию. Нельсон этого не ожидал и отвёл эскадру. На следующий день английские суда приблизились к французскому берегу и осуществили его бомбардировку. Обстрел продолжался с пяти часов утра до девяти часов вечера. Была выпущена почти тысяча по всему берегу, в том числе по порту, военным укреплениям и городу. В донесении в Лондон, адмирал Нельсон, опираясь на донесения шпионов[xii], писал, что весь город Булонь был в огне, а видимый со стороны моря шпиль церкви Святого Николая был разрушен. Латуш-Тревилль в своём донесении писал, что ни одна бомба не упала на город. Скорее всего, лукавили оба. Церковь Святого Николая, хотя и находилась на линии огня, но была удалена на расстояние около трёх километров от вражеских кораблей. А из тысячи бомб, выпущенных англичанами, хоть одна да должна была упасть на город. Кроме рыбацких домов вблизи порта, город практически не пострадал. Хотя англичанам удалось уничтожить большое количество французских десантных средств и нанести разрушения порту, приготовления к высадке это не остановило.

Действия Латуш-Тревилля позволили выстроить надёжную оборону, а местный ландшафт позволял укрывать флот за холмами. С тех же холмов французская артиллерия вела огонь по эскадре Нельсона, не позволяя приблизиться.

Ночью 15 августа Нельсон предпринял решающую попытку. Его эскадра была усилена новыми кораблями. Сейчас у него было 3 крейсера, 4 фрегата, и 8 бомбометательных судов. Множество плотов и шлюпок без экипажа, начинённых порохом были направлены в порт, используя приливную волну. Однако они опять не смогли преодолеть заградительную линию, построенную Латуш-Тревиллем. Тем не менее, положение было опасным. Англичане под прикрытием дымовой завесы сумели опасно приблизиться и направили к заминированным судам десантные шлюпки, надеясь прорваться через заграждения.

Французы вышли навстречу на небольших корсарских судах. Суда сблизились на расстояние ружейного выстрела. Бой продолжался с полуночи до четырёх часов утра. Англичане предприняли четыре атаки, но не сумели ни на метр преодолеть заграждения. Вынужденные подрываться на собственных зарядах, они отступили. Английский десант состоял из 3000 человек, тогда как у французов было только 1100 человек и около сотни местных корсаров. Англичане потеряли 42 человека убитыми и около 300 ранеными. В том числе погибли адъютант Нельсона лейтенант Лэнгфорд и капитан флагманского судна Паркер. Сам флагман «Медуза» получил неисправимые повреждения. Французы потеряли 11 человек убитыми и 22 раненых.

Победа над британским флотом под личным командованием знаменитого адмирала Нельсона, воодушевила Бонапарта, и подтолкнула англичан к заключению мирного договора. В Лондоне правительство Питта ушло в отставку ещё в марте, новое правительство вступило в переговоры с Францией. Через шесть недель после булонского сражения, в Лондоне было подписано соглашение о перемирии. А 25 марта следующего 1802 года в 120 км от Булони в городе Амьен, Жозеф Бонапарт (старший брат Наполеона, будущий король Испании) и лорд Корнуоллис подписали мирный договор[xiii].

Между Булонью и Дувром начал регулярно курсировать почтовый пакетбот, и было открыто пассажирское сообщение. Булонская флотилия была разоружена. Отличившиеся в сражении были награждены именным оружием. На булонском пляже состоялось награждение отличившихся местных жителей. Интересен список почётного оружия, выданного в виде именных наград: 12 бердышей, 6 ружей и 4 гранаты.

В ознаменование победы булонской флотилии над английским флотом была написана большая картина, хранящаяся ныне в музее Версаль.


«Бой булонской флотилии с английским крейсером».
Иллюстрация из книги «HISTOIRE DE BOULOGNE-SUR-MER» [12].

Мир простоял недолго. Франция осуществила, не предусмотренную никакими договорами, аннексию Пьемонта с городами Ницца и Монте-Карло. В ответ Англия отказалась освободить Мальту, которая уже была подарена Наполеоном России. Англия вновь оставалась одна против всех. В этих условиях идея высадки на Британские острова была вновь реанимирована.

В июне 1803 года Первый Консул Французской Республики Наполеон Бонапарт отправляется с новой инспекцией на берега Ла-Манша. 29 июня он прибывает в Булонь и останавливается в отеле Дезандруа[xiv], расположенном у городской мэрии[xv] напротив собора Нотр-Дам[xvi], где проводит три ночи.


Отель Дезандруа –
«Palais Imperial»
и мемориальная доска.




Приготовления приобретают «наполеоновский» размах. У Франции остался один враг и с ним нужно покончить. В то же время, пример попытки Нельсона по нападению на Булонь, заставляет всерьёз думать об обороне. Британский флот находится постоянно в виду Булони. Серьёзное нападение со стороны Англии вряд ли возможно. Даже объединённая русско-английская высадка в Голландии в 1799 году не имела особого успеха. Но разрушить прибрежное хозяйство, порты и флот им вполне по силам.

Линия обороны была протянута от Бретони до Голландии. Она получила название «Железный берег». Воинские части, расположенные по этой линии были объединены в Армию Океанического Побережья (l’Armee des Cotes de l’Ocean). Было построено множество крепостей и морских фортов. Были построены небольшие литейные и пороховые[xvii] заводы для нужд артиллерии.

Но самые крупные приготовления были развёрнуты в Булони. Здесь происходило формирование сухопутной армии для решающего удара. В марте 1804 года здесь уже стоял гарнизон численность 30 тысяч человек, которые размещались в четырёх лагерях – Амблетёз, под командование Ланна, Вимрю, под командой Сульта, Левобережном (Ней) и Правобережном (Даву). Всё это вместе составляло общую группировку под командованием Сульт[xviii] и вошедшую в историю под названием «Булонский Лагерь», хотя по официальным документам, первое время называлась Сент-Омерский Лагерь. Это произошло потому, что сначала предполагалось сконцентрировать сухопутную армию в более крупном и промышленно развитом Сент-Омере[xix], в 50 километрах от Булони. Однако Наполеон после своей инспекционной поездки изменил это решение.


Проект высадки в Англию, Наполеон в Булонь-сюр-мер. 1803.
Гравюра, Военно-Морской музей, Париж.

В течение 1804 года происходило постепенное строительство лагеря. Летом гарнизон насчитывал уже 40 тысяч солдат и 15 тысяч моряков, достигнув максимума к августу – порядка 200 тысяч человек. Командиры лагерей генералы Сульт, Даву, Ней и Ланн стали первыми маршалами Империи. Командиром флотилии после перевода Латуш-Тревилля на должность командира эскадры в Тулон, был назначен адмирал Брюис[xx]. Военный министр Бертье[xxi], выбрал для расположения своего штаба и императорской квартиры замок Понт-де-Брик[xxii], расположенный в 5 километрах от Булони по парижской дороге.

Главный командный пункт был сооружен на высоте, где когда-то располагался маяк Калигулы. С него можно было полностью обозревать устье реки Лианы, в которой находился порт Булонь, и выход в Ла-Манш, что позволяло руководить действиями и поднимать необходимые сигналы на башне. От этой же башни была протянута в Париж одна из первых линий светового телеграфа. Башню окружало несколько строений. Во-первых, это небольшие временные домики – «бараки» - для главных военных руководителей: для Наполеона, маршала Сульта, адмирала Брюиса и морского министра Декрэ[xxiii], дабы после открытия военных действий все они могли находиться вместе и руководить военными действиями из одного центра. Место, где стоял дом Наполеона, и по сей день, называется «барак императора». Он был самый большой из четырёх бараков и имел 30 метров в длину и 8 в ширину. Состоял из трёх комнат и коридора. Одна большая комната для заседания военного совета, комната отдыха, где стояла одна железная кровать. И в последней комнате помещался большой телескоп, с которого в хорошую погоду можно было рассматривать улочки английского Дувра на противоположном берегу Ла-Манша. В стенах коридора было вбито множество гвоздей, на которых висело несколько шляп Наполеона. Ветром часто срывало шляпу с головы и уносило в море, или далеко на берег, поэтому их приготовили с запасом[xxiv]. Барак Императора круглосуточно охранялся тремя гвардейцами – пешим, конным и морским. Между домами Наполеона и Брюиса стояла сигнальная башня[xxv].


Барак Императора,
Репродукция с гравюры Жобера.

Статуя Кента,
Репродукция с почтовой открытки.
Иллюстрация из книги Nicolay F., «NAPOLEON AU CAMP DE BOULOGNE» [17].

К 1810 году барак полностью пришел в негодность и был разрушен. Его остатки ещё были видны до 1850 года, когда этот участок приобрёл некто Кент. Он на собственные средства построил на месте барака статую Наполеона, для которой был сооружен специальный прочный фундамент, для защиты от шквальных ветров. В 1894 году эта статуя вместе с фундаментом, была взорвана анти-бонапартистами.

Собрать крупное войско удалось достаточно легко. Проблема была в том, как пересечь пролив. В соответствии с планом, разработанным академиком Пьером Форфэ[xxvi], ещё в 1797 году, флотилия должна была обеспечить транспортировку через пролив 150 тысяч человек, 10 тысяч лошадей и 500 пушек. Первоначально планировалось, что высадка будет осуществлена в течение одной ночи зимой, когда ночи длиннее. В то время прозвучала знаменитая фраза Наполеона: «Если мы сумеем продержаться в Ла-Манше шесть часов, мы станем повелевать миром». Было решено, что армию нужно погрузить мелкими группами на небольшие суда, что бы свести потери к минимуму. Для строительства боевых кораблей использовались обильные в то время местные леса. А для изготовления плавсредств были задействованы все возможные средства. Рыбацкие лодки, шлюпки, баржи, канонерки, плоты, байдарки, всё, что могло плавать. Они собирались со всей округи и доставлялись из других мест. Известно о доставках лодок из Голландии и из Парижа. Было собрано и построено почти 2000 судов различных типов.

Военное строительство в Булони продолжалось. Были значительно усилены и развиты артиллерийские батареи, охраняющие подходы к порту и к берегу, не позволяя вражеским судам приближаться на расстояние достаточное для бомбометания. Было построено несколько фортов. По реке был пущен плавучий «конвейер» позволяющий осуществлять непрерывную поставку боеприпасов к батареям, канонерским лодкам и кораблям.


Первый булонец, обладатель ордена Почётного Легиона,
корсар Барон Букай

Город переживал второе рождение, хотя на экономике города присутствие армии сказалось двояко. Главная отрасль местной индустрии - рыболовство было вновь остановлено, так как порт был закрыт как на вход, так и на выход. Только в 1804 году были возобновлены выходы из порта на рыбную ловлю вблизи берега и под охраной военных кораблей. Зато корсарство пошло в гору. Самый знаменитый из местных корсаров Фурмантэн, один из первых кавалеров Почётного Легиона, по прозвищу барон Букай утверждал, что захватил более сотни иностранных судёнышек. Была основана пивоваренная промышленность[xxvii]. Развивался сервис, необходимый для снабжения армии всем необходимым. Строились новые дома, улицы, больницы, магазины. Были построены театр и казино.

Офицеры приезжали с семьями, и существовала проблема с меблированными квартирами для них. Столичное офицерство было весьма требовательно. Тем не менее, в первую очередь квартирами были обеспечены солдаты и офицеры императорской гвардии. Современники отмечают, что солдаты гвардии подчас получали квартиры лучшие, чем те, что доставались армейским офицерам.

Талейран[xxviii] и Мармон[xxix] арендовали для своих приездов в Булонь дома в центре города у остатков римской крепости[xxx]. Другие важные государственные деятели, министры, генералы, маршалы, среди которых можно перечислить Марэ[xxxi], Барбе-Марбуа[xxxii], Евгений[xxxiii] и Гортензия[xxxiv] Богарнэ, чета Мюратов[xxxv], бывавшие проездом для встреч с Наполеоном, останавливались в гостиницах, число которых в городе, также заметно увеличилось. Жозеф Бонапарт учился военному делу и проходил стажировку в Левобережном лагере.

Тем не менее, помещений не хватало. Для конюшен и сенохранилищ были реквизированы все пригодные для этого помещения, и даже чердаки, подвалы, кладовки. В качестве конюшни был реквизирован бывший монастырь ордена Аннонсиадов. Под склады были задействованы несколько небольших церквушек и остатки собора Нотр Дам. Помещение местной масонской ложи было реквизировано под вещевой склад военного госпиталя. Несмотря на бурные протесты руководства города и его жителей, католическая мужская гимназия была превращена в склад овса. Несколько недостроенных судов были превращены в склады продовольствия.

Местные летописцы не преминули отметить и другую проблему, возникшую с появлением большого войска в городе. А именно – чистота. Появление армии сопровождалось появлением неимоверного количества лошадей и следов их жизнедеятельности. Непрерывным движением и днём и ночью по совсем недавно тихим провинциальным улочкам. Повсеместно валялись различные обломки телег, карет, артиллерийской амуниции и всего, что можно сломать. Дымящиеся кучи лошадиного навоза, а нередко и брошенные трупы лошадей не способствовали поэтическому состоянию ума[xxxvi]. Существовавшая до революции повинность для местных жителей – отрабатывать бесплатно один день по уборке города, была отменена. Английские бомбардировки становятся обычным делом, но ущерб от них не идёт в сравнение с неудобствами, принесёнными собственной армией. Несчастный мэр города систематически по воскресеньям, встречая в соборе Святого Николая командующего Сульта и других генералов, обращал их внимание на горы мусора на церковной площади. Армия занималась «субботниками» с большой неохотой. Полицейский гарнизон также был значительно увеличен, но полиция занималась другими делами – в город в поисках доходов, съехалось огромное количество различных жуликов и воров. Однако проблемой №1 была проституция. Опасаясь эпидемий венерических болезней, командование армии запретило такие развлечения. Но полиция была бессильна с ними бороться. Поэтому полиция взялась за дело с римской прямотой. Иностранок отлавливали и высылали из страны. Француженок отлавливали и направляли на принудительный медицинский контроль. Другой проблемой были пожары. Пожарников было недостаточно. Хотя единственный крупный пожар в городе случился от взрыва в арсенале, множество относительно мелких пожаров от неосторожного обращения с огнём или от английских бомб, происходило довольно часто. По этой же причине, жителей обязали иметь возле каждого дома бочку с водой.

Тем не менее, местные жители были, бесспорно, польщены возможностью оказаться в «центре вселенной», особенно после провозглашения Империи. Кроме самого Наполеона и высшего командования армии и флота, в это время здесь побывало множество больших персон. Каждый приезд Императора в город, встречался с энтузиазмом и ликованием. Была построена триумфальная арка, при проезде кортежа через которую, звонили колокола, артиллерия салютовала, «кричали женщины ура, и в воздух чепчики бросали». Все перемещения Наполеона сопровождались толпой любопытствующих.

Местная буржуазия вела светскую жизнь не хуже, чем в Париже, собираясь на балы ежедневно даваемыми командующими Сультом и Брюисом или другими видными генералами. А то и самим Бонапартом. Каждый повод для праздников использовался для торжеств. Каждое воскресенье в церкви Святого Николая служилась торжественная месса с участием первых лиц.


Наполеон I
Мэрия Булонь-сюр-мер

16 августа 1804 года, на следующий день после тридцати пятилетия, Наполеон получил ещё один из главных своих подарков. Произошло одно из важнейших событий в жизни Империи – в Булонском лагере состоялась церемония вручения первых орденов Почётного Легиона[xxxvii]. В качестве естественного амфитеатра была выбрана обширная ложбина Терлинктюн. В центре был установлен трон императора, выполненный в старинном стиле[xxxviii]. Справы от него были расположены барабанщики, слева - музыканты. Позади трона гвардия. И впереди – армия, выстроенная полукругом. Сотня тысяч, блестящих на солнце штыков. Сотни развевающихся знамён. Никогда, ни до, ни после, Булонь не знала ничего более величественного. Как сказал, один из современников – это был день, когда сердце Франции билось в Булони.

Процедура длилась более 7 часов. Присутствовало 80 тысячное сухопутное войско, 20 тысяч моряков, более 20 тысяч зрителей, не считая местных жителей[xxxix]. Были вручены 2400 орденов 16 первым когортам награждённых, во главе которых были 14 маршалов и 2 адмирала Империи. Под звуки горнов и барабанов, артиллерийского салюта и морских волн, в виду английских кораблей, постоянно курсирующих у Булони, Наполеон лично вручил каждый орден! К ногам Императора были брошены военные трофеи, захваченные у врагов. Восторг подданных новой Империи был непередаваемым.

Император произнёс: «Командующие, офицеры, легионеры, граждане и солдаты. Поклянетесь вашей честью целиком и полностью посвятить себя службе Империи и защите своей земли, защите Императора. Законов Республики и идеалов, которым они посвящены. Бороться за правосудие и справедливость, всеми средствами и любым способом, разрешенными законом, и делать всё возможное, что бы не допустить восстановления феодального режима. Поклянитесь способствовать всеми силами сохранению свободы и равенства, главенствующих основ нашей конституции».

И более ста тысяч голосов ответили: «Клянемся!..»

В заключение церемонии, командующий Булонским лагерем, 35 летний маршал Сульт, бывший до революции простым солдатом, представил Наполеону проект, по которому, в ознаменование этого величайшего события, предполагалось построить на вершине долины Терлингтюн мраморную колонну высотой 50 метров, что бы её было видно с моря.

9 ноября того же года, в годовщину событий 18 брюмера, приведших к власти Бонапарта, маршал Сульт положил первый камень в основание этой колонны, которая была названа колонна Наполеона. Она должна была быть увенчана скульптурой Гудона[xl], изображавшей Наполеона в римских одеяниях, с взглядом, направленным в сторону моря. Но её строительство так и не было закончено.

В марте 1814 году, Людовик XVIII, возвращавшийся из эмиграции во Францию через Булонь, приказал разрушить колонну. Статуя Гудона была уничтожена. В июне того же 1814 года, бывший в Булони проездом в Англию царь Александр I, увидев недостроенную колонну, высказал пожелание завершить её строительство и водрузить на вершину шар с сидящим орлом, как символ господства наследственной императорской власти над Европой. Людовик не посмел ослушаться. Но когда в 1823 г. строительство колонны полностью завершилось, уже новый король Карл Х, увенчал шар не орлом, а короной Бурбонов. После революции 1830 года, король Луи-Филипп, зарабатывавший авторитет на имени первого императора, приказал вернуть прах Наполеона во Францию и восстановить памятники в его честь. Маршал Сульт, ставший военным министром, не забыл о булонской колонне. Скульптор Бозио[xli] выполнил статую Наполеона в римских одеждах с орденом Почётного Легиона в правой руке, которая была отлита из бронзы и водружена на колонну в 1841 году. До своей установки в Булони, эта статуя была выставлена на берегу Сены. Когда она прибыла в Булонь, было обнаружено, что в её левом глазу при отливке появилась надпись Ватерлоо. Её так и не сумели полностью стереть.

Во время второй мировой войны сквер у колонны был использован нацистами, как кладбище военных моряков. В непосредственной близости от неё на господствующей высоте, была установлена зенитная батарея, подземные коммуникации которой, можно увидеть по сей день. Англичане во время войны подвергали это место многочисленным бомбардировкам. (Булонцы утверждают, что колонна Наполеона, подвергалась более сильным обстрелам, чем военные объекты в городе, большая часть которых и ныне находится в не разрушенном состоянии). И, наконец, в 1944, при высадке десанта союзников, первым делом англичане «расстреляли» Наполеона. Обломки скульптура были сняты с колонны. В 1962 году колонна была отреставрирована и увенчана новой фигурой Наполеона работы скульптора Стенна. Наполеон в треуголке, с заложенной за обшлаг шинели рукой, обращённый лицом (на всякий случай) к своей Франции. Скульптура Бозио была восстановлена в 1984 году и ныне находится в одном из помещений архитектурного комплекса, которая ныне носит название Колонны Великой Армии. Это самая высокая из колонн наполеоновской эпохи, её высота 54 метра (высота Вандомской колонны 44 метра), а с учетом рельефа, около 120 метров над уровнем моря.

Вершина Колонны Великой Армии в разные периоды своей истории

Шар Бурбонов – 1824-41 гг.

Император – 1841-1944 гг.

«Маленький капрал» – после 1962 г.

В 1809 году, поскольку строительство колонны затянулось, городские власти установили в низине, на месте, где стоял позолоченный трон Наполеона, памятный обелиск. В 1815 году он был взорван роялистами. Затем в 1830 году на его месте был установлен памятный камень, ныне установленный у часовни погибшим морякам. Нынешний монумент был установлен в 1954 году в честь 150-летия первого вручения орденов Почётного Легиона.


Мемориал, посвящённый первой церемонии награждения орденами Почётного Легиона.
Аллея, обелиск на месте, где находился трон Наполеона долина Терлинктюн Колонна Великой Армии.

До 1805 года, высадка на Британские острова так и не смогла реализоваться. Достоверно можно говорить о трёх моментах, когда Булонский лагерь грузился на суда.

Первая попытка в мае 1804 года не состоялась по причине слабости французского флота, который имел в то время не более 50 действующих судов и 30 строящихся. Причём главные военно-морские базы как Тулон, Брест, Рошфор, Кадис, были блокированы английским флотом, насчитывающим 135 судов. Из-за отсутствия поддержки флота операция по высадке откладывалась. Поэтому первый план кампании, рассматриваемый в начале 1804 года и предусматривавший одновременный выход всех кораблей из портов, и завоевание господства в Ла-Манше, был отвергнут, как нереальный. В это же время французский флот лишился двух лучших адмиралов и ключевых фигур предполагаемого десанта. Бывший командующий Булонской флотилией адмирал Латуш-Треввиль внезапно умирает в Тулоне на борту своего судна. Адмирал Брюис, нынешний командующий флотилией из-за тяжёлой болезни вынужден выйти в отставку. Его заменяет адмирал Лакросс[xlii]. Главнокомандующим флотом становится адмирал Вильнёв[xliii].

В сентябре 1804 года был готов новый план. Для отвлечения противника предполагалось, что Брестская эскадра осуществит демонстрацию переброски корпуса Ожеро в Ирландию. Тем временем, эскадры Тулона и Рошфора должны были соединиться у Антильских островов, симулировать нападение на британские владения в Карибском море, что бы выманить англичан из Ла-Манша. Однако к Англии присоединились Австрия и Россия, сформировав третью антифранцузскую коалицию, направленную уже собственно против императора Наполеона. Политическая ситуация изменилась радикально. Ввиду этого обстоятельства Наполеон отменил высадку, намеченную на декабрь.

Последняя попытка была осуществлена в начале 1805 года. Поначалу Наполеон всерьёз решил отвоевать у англичан Антильские острова, Ямайку, Сан Доминго и Гвиану. Брестская эскадра должна была присоединиться к уже действовавшим в регионе эскадрам Тулона и Рошфора, и, пользуясь тем, что английский флот стал концентрироваться в Европе, осуществить эту акцию. Угроза Ямайке и Сан Доминго, вынудила англичан перебросить часть флота в Карибское море. В январе адмирал Вильнёв, воспользовавшись, тем, что эскадру Нельсона отогнало ветром, сумел вывести свой флот с дивизией Лоринстона на борту, из блокированного Тулона. После ремонта, связанных с этим скандалов, неясности в поставленных задачах, в марте соединившись с испанской эскадрой, флот в составе 18 кораблей вышел в море. Нельсон, не будучи уверен в серьёзности французских намерений в Атлантике, и боясь оставить без присмотра Ла-Манша, стал метаться, между экватором и Европой.

Французы захватили Доминику, Мартинику и Гваделупу. Английское адмиралтейство приняло решение отправить туда Нельсона. С уходом, которого из Ла-Манша, Наполеон забыл об Антилах и вновь решил начать высадку на Британские острова. Вильнёву был отдан срочный приказ - вернуться в Булонь для обеспечения переправы. Ситуация была благоприятной – у англичан в Ла-Манше осталось 39 судов. Тогда как у французов, вместе с союзным испанским флотом - 59. И 30 судов франко-испанской эскадры Вильнёва на подходе.

Однако 17 августа на траверсе Булони вместо Вильнёва, Наполеон опять увидел фрегаты Нельсона. Французы из-за плохого состояния судов и встречного ветра, застряли в пути. Нельсон их потерял, и, опасаясь худшего, примчался в Булонь. Вильнёв же был вынужден встать на ремонт в Кадисе. Взбешенный Наполеон, приказал Вильнёву покинуть Кадис и дать бой англичанам в любом месте, где он их встретит[xliv].

В это же время, пользуясь англо-французской дуэлью на море, русская армия вышла на соединение с австрийской. Австрия же в свою очередь, пользуясь отсутствием Наполеона в столице, спешно, не дождавшись Кутузова, выступила на Париж.

О высадке в Англии пришлось забыть. Ввиду новой опасности на континенте, Наполеон не стал мешкать. 29 августа он зачитал войскам приказ о выступлении навстречу врагу, впервые назвав их - Великая Армия.

Франко-испанский флот под командой Вильнёва, покинувший Кадис без достаточного ремонта, потерпел поражения в Трафальгаре. Сам Вильнёв попал в плен, а Нельсон получил смертельное ранение и скончался. Наполеон со своей армией, с невиданной по тем временам для такой массы скоростью, в 10-дневный срок вышел к берегам Рейна и сходу одержал несколько побед. Ошеломлённые австрийцы стали отходить, что бы соединиться с русскими. Но Наполеон не ждал. Австрийцы были окружены в Ульме, и сдалась, не оказав серьёзного сопротивления. Вена впервые сдалась неприятелю.

Под давлением Александра I, австрийский император отказался от капитуляции. Пруссия заявила о вступлении в войну, но прусский император умышленно медлил, напуганный успехами французов. Остатки австрийской армии и русская армия, каждая под руководством своего императора, собрались для решающей битвы у словацкого городка Славков, вошедшего в историю под своим австрийским именем Аустерлиц, где в декабре 1805 года Наполеон одержал самую блестящую свою победу. Но уже больше не занимался морскими сражениями.

После поражения, Австрия капитулировала. Россия отвела свои войска, и на следующий год, сформировав четвёртую антифранцузскую коалицию с Англией и Пруссией, возобновила войну в Европе.

Булонский лагерь прекратил своё существование. На его строительство было затрачено около 47 миллионов франков. Или примерно одна треть от стоимости всего французского военно-морского флота[xlv].

В Булони был оставлен тридцатитысячный гарнизон, и 15 тысячная флотилия, которые начали готовить город к обороне. Это больно отразилось на городе, так как и до этого санитарное состояние представляло проблемы, теперь же город остался один со своими проблемами. В 1806 разразилась тяжелейшая смертельная эпидемия, длившаяся один год. По её окончании, город вернулся к своей обычной жизни. Следы разрушений, оставленные Великой Армией были сглажены. Гарнизон, после окончания войны был уменьшен до 8 тысяч.

В 1810 году Наполеон, проездом с официальным визитом в Бельгию, вновь посетил город в сопровождении императрицы Марии-Луизы. Вспомнив старое доброе время, город организовал ему столь же пышный приём, как и во времена Булонского лагеря. Под окнами отеля Дезандруа, где вновь остановился император, на сей раз с супругой, стояли толпы восторженных бонапартистов.

В то время Наполеон ещё не окончательно расстался с идеей о вторжении в Британию. Армейские склады. Он осуществил осмотр оставленных складов, арсеналов и военных сооружений, порта и береговых батарей. В 1811 году, когда англичане завязли в Испании, в Булонь были приведены семь армейских полков под командованием маршала Нея. Флотилия, имевшая в то время около 50 судов, была пополнена новыми и доведена до численности в 480 судов.

19 сентября того же года Наполеон вновь прибывает в город. На следующий день вблизи города появляется английский фрегат. Наполеон выводит булонскую флотилию. Он сам руководит боем с борта прама «La ville de Mayence». Фрегат был вынужден ретироваться. Но на следующий день 21 сентября англичане вернулись с подкреплением и с ходу атаковали заградительную линию, закрывающую вход в порт. Как и раньше, булонская флотилия сражается мужественно и умело, но, подвергнувшаяся внезапному нападению, она очень быстро израсходовала боеприпасы. Англичане взяли несколько судов на абордаж, многие были серьёзно повреждены. Наполеон наблюдал за боем с вершины холма Альпреш[xlvi]. Он не произнёс ни слова. На следующий день он покинул город и никогда больше не возвращался ни в Булонь, ни к идее о вторжении на Британские острова.

Булонь, ввиду опасности нападения с моря, была переведена на военное положение. Командование приняло необходимые приготовления для обороны. В 1813 году, ввиду тяжелого положения империи, большая часть войск была отозвана Наполеоном. Был оставлен только гарнизон в 7 тысяч человек. Теперь уже жители города принялись вооружаться, всерьёз опасаясь английского вторжения. Но англичане больше никогда не предпринимали попыток атаковать Булонь. И 6 апреля 1814 года над городской ратушей был поднят белый флаг Бурбонов. Город принял известие об отречении Наполеона.

См. приложения к очерку >>>>

Автор в курсе, что в его очерке немало недостатков и будет благодарен за любую критику, советы, вопросы, пожелания и дополнительную информацию по адресу: dsv2000@mailru.com.


Примечания

[i] Годфруа Бульонский - Godefroi de Bouillon - (1061-1100) – граф Булонский, герцог Лотарингский. Из-за вспыльчивого характера в тон своему титулу Булонский, был прозван Бульонский (т.е. кипящий). Один из главных организаторов и военноначальников первого крестового похода, для организации которого продал большую часть своего достояния. После взятия Иерусалима в 1099 году, был провозглашен его королём. Но отказался от этого, сказав, что не может носить золотую корону, там, где Христос носил терновую.

[ii] С разрешения правительства осуществлялся захват любых иностранных судов, оказавшихся поблизости от французского берега, которые полностью конфисковывались. Причём большую часть добычи корсары имели право оставлять себе. Фактически было узаконено пиратство, которое затем было трансформировано в службу береговой охраны и таможню.

[iii] Дону, Пьер – Daunou, Pierre (1761-1840) – был заметным деятелем во времена Директории (1795-1799 гг.). Один из главных авторов конституции III года, где наряду с правами, впервые декларировались и обязанности гражданина. Затем занимался созданием новых государственных структур, системы образования, и рассмотрением необходимости перехода на метрическую систему мер. Выдвигался Талейраном на пост секретаря министерства иностранных дел, но отказался от этой должности. В 1798 году был председателем Совета Пятисот. Во время переворота 18 брюмера, выступал против Бонапарта и отказался от, предложенного ему, поста третьего консула. Был объявлен якобинцем и личным врагом Бонапарта. Тем не менее, был избран председателем Трибуната во время Консульства, которым оставался вплоть до провозглашения Империи в 1804 году. Затем занимался созданием и развитием службы государственных архивов.

[iv] Люневилльский мир – был подписан 9 февраля 1801 года в городке Люневилль (Luneville) между Францией и Австрией. В основном подтверждал условия заключённого в 1797 Кампоформийского договора положившего конец господству Австрии в Италии. По условиям договора, Австрия уступила Франции Бельгию, левобережье Рейна и Цизальпинскую республику к которой присоединялись герцогства Модена и Парма. Тоскана, до сих пор принадлежавшая Австрии, переходила под контроль герцога Пармского, женатого на испанской принцессе.

[v] Был подписан 21 марта 1801 г. в городе Аранхуэсс - Испания получала контроль над герцогством Пармским, и признавала его присоединение к Цизальпинской республике, а испанский король титул короля Этрурии в обмен на обязательство вернуть Франции Луизиану, которая и была возвращена по Сент-Ильдефонскому соглашению, подписанному 1 октября 1801г.

[vi] Подписан 28 марта 1801 г. во Флоренции. Королевство Двух-Сицилий уступало Франции Порто-Лонгонь, Пьёмбино, Дегли Президи и остров Эльба.

[vii] Французская армия в Египте, отрезанная морем от Франции, была оставлена Бонапартом в 1799 году в тяжелом положении. Заменивший командующего, генерал Клебер, был убит террористами. Назначенный после него командующим, генерал Мену (во времена Империи был губернатором Венеции), который женился на египтянке и принял ислам, был вынужден капитулировать в сентябре 1801 г. перед англичанами. После недолгого периода, Египет перестал быть французской провинцией. Англичане вывозят около 10 тысяч пленников в Неаполь, все, что осталось от 60 тысячной армии вошедшей в Египет с Бонапартом.

[viii] Подписан 8 октября 1801 г. – Франция признавала русский протекторат над Ионическими островами. Россия отказывалась от ведения войны против Франции. Французам разрешалось оставить войска в Неаполитанском королевстве, до решения судьбы Египта.

[ix] Подписан 4 сентября. Урегулировал русско-испанские взаимоотношения в Калифорнии и принадлежность городов Форт Росс (Сан-Франциско) и Лос-Анджелес, остановив расширение российских владений и положив начало постепенному уходу России из Америки.

[x] Луи-Рене Левассор, граф де Латуш-Тревилль – Louis-Rene Levassor, compte de Latouche-Treville – (1745-1804) – вице-адмирал французского флота. Начал службу гардемарином на корабле своего дяди, с которым участвовал в военных действиях на Средиземноморье и в Карибском море. В 1968 году перешел в мушкетёры, затем в кавалерию, служил на Мартинике. В 1772 оду вернулся во флот. В 1777 году участвовал в захвате 5 английских судов Рошфорской эскадрой. В 1780 году получил под команду фрегат «Гармония», с которым участвовал в войне с англичанами в Северной Америке, где в 1782 году его корабль был потоплен, а сам он попал в плен. С 1783 года – командир порта Рошфор. В 1787 году перешел на службу к Филиппу Орлеанскому в качестве управляющего канцелярией. После революции вернулся на флот. В 1793 году произведён в контр-адмиралы. В 1800 году назначен командующим флотом на Ла-Манше. С 1801 г. командующий Булонской флотилией и подготовкой к вторжению на Британские острова. После победы над эскадрой Нельсона, был отправлен с экспедицией на Санто-Доминго и Гаити. По возвращении в 1803г. был назначен командующим Тулонской эскадрой, и произведён в вице-адмиралы с назначением главнокомандующим Средиземноморским флотом. 19 августа 1804 года скоропостижно скончался на борту флагманского судна.

[xi] Небольшое плоскодонное судно средних размеров, несущее артиллерию.

[xii] Булонь-сюр-мер до XVI века долгое время находилась под английским владением. Официально была присоединена к французской короне во времена Екатерины Медичи, женившей своего сына Франсуа II на Марии Стюарт (булонцы утверждают, что они венчались в их соборе Нотр Дам). Последним английским управляющим города, передавшим ключи французам, был лорд Эдвард Клинтон (булонцы утверждают, что родственник). В течении XVII века город подвергался неоднократным захватам со стороны Англии. От этого времени в городе осталась большая колония англичан, которых окончательно выжили уже во время гитлеровской оккупации.

[xiii] Амьенский мирный договор затрагивал только проблемы на море и не касался вопросов переустройства Европы. Англия возвращала Франции и её союзникам – Испании и Голландии, все захваченные у них колонии, кроме островов Цейлон и Тринидад. Индийский океан целиком оставался за Англией, а Средиземное море за Францией. Египет возвращался под Турецкий протекторат. Франция сохраняла территории, завоёванные после революции, но обязывалась вывести войска из Италии. Англичане обязались вывести войска с островов Мальта и Эльба, и из Португалии.

[xiv] Отель Дезандруа, был построен в 1777 году. Назван по имени первого владельца. Расположен в центре города Булонь-сюр-мер, у мэрии, напротив собора Нотр Дам. В то время - лучший в городе. Наполеон останавливался здесь трижды, в том числе однажды с императрицей Марией-Луизой. В музее города Булонь-сюр-мер хранится шляпа Наполеона, забытая им в отеле. Между визитами императора, в отеле останавливались маршал Бертье, генералы Гувион Сен Сир, Рампон, Сан Сюзан, Вандамм. Людовик XVIII, возвращавшийся из английской эмиграции во Францию через Булонь, отказался останавливаться в этом отеле. Во время своего визита в Англию в 1814 году, здесь останавливался проездом Александр I. В 1835 году был куплен английским депутатом. В 1841 году переименован в «Пале Империаль», и с 1844 года возвращён во французскую собственность. В 1926 году был куплен Альфредом Мариеттом, сыном знаменитого египтолога, уроженца Булони и автора текста оперы Аида, Огюста Мариетта. Во время второй мировой войны был реквизирован германской армией, после войны перешел в собственность государства, которое вновь его продало во время очередной волны приватизации. С 1984 года отнесён к охраняемым государством памятникам истории. В 1993 году был выкуплен властями города и отреставрирован. С 1998 года в нём помещается лаборатория общественных наук местного университета.

[xv] Построена в 1734 году. Знаменита тем, что одно время здесь скрывался Людовик XV с мадам Помпадур, пользуясь волнениями в Париже. Нынешний кабинет мэра города расположен в бывшем кабинете Людовика XV, который сохраняется в том состоянии, в котором был при короле.

[xvi] Был полностью разрушен якобинцами во время французской революции и из его обломков неподалёку был сооружен Революционный Трибунал, в котором и поныне заседает городской суд. Его фронтон был украшен фигурами основателя франкского государства Карла Великого и основателя Французской Империи Наполеона I. Карл Великий (являющийся по совместительству и основателем германского государства) не пострадал, а фигура Наполеона была расстреляна во время второй мировой войны. Тогда французский гарнизон, запершийся в замке, несколько дней оказывал сопротивление гитлеровцам. Разрушенный собор восстанавливался местными жителями своими силами в течение более ста лет. И его восстановление было закончено уже к первой мировой войне.

[xvii] Один из таких пороховых заводов сохранён в Булонь-сюр-мер в качестве памятника той эпохи. В непосредственной близости от него в 1995-1999 годах проводились военно-исторические реконструкции Camp de Boulogne.

[xviii] Сульт, Жан де Дью Николя – Soult, Jean de Dieu Nicolas (1769-1851) – герцог Далматинский, маршал Франции. Службу начал рядовым в 1785 году. Быстро продвинулся по службе, благодаря своим способностям. Одним из первых был произведён в маршалы Империи. Командующий булонским лагерем в 1803-05 гг. Отличился под Аустерлицем. С 1808 г. командующий армией в Испании. Во время первой реставрации – военный министр Людовика XVIII. Во время Ста дней перешел к Наполеону. После второй реставрации, покинул Францию. Вернулся в 1819 году. Восстановлен в звании и в 1827 г. произведён в пэры Франции. После Июльской революции 1830 г., военный министр Луи-Филиппа. С 1832 по 1847 год четырежды становился председателем Верховного Совета и один раз министром иностранных дел. В 1847 г. вышел в отставку в звании маршала Франции.

[xix] Во время второй мировой войны под городом Сент-Омер (Saint-Omer) располагалась стартовая площадка ракет Фау-2, с которой осуществлялись бомбардировки Лондона и попытки запуска в космос. Сейчас здесь музей космоса, и экспозиция, рассказывающая о первых шагах человечества в космос с французской земли.

[xx] Брюис, Юсташ – Bruix Eustache (1759-1805) – французский адмирал. Службу начал гардемарином в 1778 году. Участвовал во множестве морских кампаний во французских колониях. В 1785 году, командир корабля, участвовал в гидрографических работах. В 1791 году был избран членом морской Академии. С 1793 года командир корабля, начальник штаба эскадры в Бресте. 1797 г. – контр-адмирал. 1798 г. – Министр Военно-морского флота и Колоний, сумел навести порядок в колониальных делах, абсолютно запущенных за 10 лет. 1799 г. – вице-адмирал, командующий эскадрой в Бресте. Должен был восстановить коммуникации с армией Бонапарта, отрезанной в Египте, но эту миссию не смог выполнить до конца из-за плохого состояния своих кораблей. С 1801 г. командир эскадры в Рошфоре. 1802 г. командующий булонской флотилией. Ушел в отпуск по причине нездоровья и умер в своей квартире в Париже.

[xxi] Бертье, Луи-Александр – Berthier, Louis-Alexandre (1753-1815) – маршал Империи, князь Невшательский (1806 г.) и князь Ваграмский (1809 г.). В 1796-97 гг. начальник штаба Итальянской армии. В 1799-1807 гг. военный министр. С 1805 вплоть до 1814 года – начальник главного штаба Великой Армии. Сопровождал Наполеона во всех его кампаниях, и один из тех, кто уговаривал его подписать отречение. После был принят на службу Людовиком XVIII и пожалован титулом пэра. В 1815 г. сопровождал короля в Бельгию, после возвращения в Париж Наполеона. Там же подал в отставку и уехал в свой замок, пожалованный ему Наполеоном в Баварии, где покончил жизнь самоубийством.

[xxii] Этот замок до революции принадлежало булонскому сенешалю (придворная должность) Патрасу де Кампаньо, а затем было национализировано. Все длительные пребывания Наполеона в Булонском лагере, в 1804 и 1805 годах, он провёл здесь. Тут же останавливались члены императорской фамилии, кроме Жозефины, никогда не сопровождавшей мужа в его поездках. Для постоя Наполеона и его гвардии, замок было полностью перестроен, и потерял свой средневековый вид. В этом замке Наполеоном было подписано около 1 500 декретов, множество постановлений политического, дипломатического и административного характера. Здесь 27 июля 1804 г. был подписан указ о символах Империи – гербе, флаге, кокардах и т.д. Отсюда в 1805 г. Наполеон отправился под Аустерлиц. В 1814 г. он принимал на постой атамана Платова, сопровождавшего Александра I в его поездке в Лондон. С тех пор по настоящее время здание находится в запущенном состоянии. В 1974 году оно было отнесено к памятникам истории, охраняемым государством, что не помешало открыть в одном крыле магазин по продаже автомобилей. Необходимость решить судьбу здания вынудила городские власти в 1992 году выставить его на продажу, что вызвало волнения в среде почитателей Наполеона. Появление в этом году потенциального покупателя из Англии, усилило эти волнения многократно. На сегодняшний день судьба здания под вопросом.

[xxiii] Декрэ Дени – Decres Denis (1761-1820) – герцог, морской министр. Служил военным моряком, отличился в морских битвах за Антильские острова. Затем капитаном корабля в Северной Америке и Индийском океане. В 1794 году был арестован за дворянское происхождение. Освобождён после термидорианского переворота. Генерал-инспектор флота Ла-Манша. Принимал участие в Египетской экспедиции Бонапарта, занял Мальту. После Абукирской битвы, где французы потеряли свой флот, сумел отойти и укрыться на Мальте с несколькими судами, где вновь принял бой и попал в плен. После освобождения командовал эскадрой в Рошфоре. В 1801 году был назначен морским министром, которым оставался вплоть до второго отречения Наполеона. Получил титул графа, затем герцога Империи. В 1820 году был смертельно ранен своим лакеем.

[xxiv] Одна из них хранится в городском краеведческом музее Булонь-сюр-мер.

[xxv] Одна из наполеоновских легенд гласит, что когда барак был готов, строивший его инженер Сорди предъявил к оплате счёт на 50 тысяч франков. Казначейство отказалось платить за барак, хотя и императорский, громадную по тем временам сумму без личного разрешения Наполеона. Получился скандал. Наполеон также отказался выплатить такую сумму за временное строение. Тем не менее, Сорди настаивал, объясняя, что только золотые изображения императорских орлов на потолке барака, обошлись в 20 тысяч. Тогда Наполеон согласился заплатить 30 тысяч, заявив, что остальные он заплатит, после того как его орлы будут парить над всей Европой. После победы при Аустерлице, Наполеон вызвал Сорди, бывшего в то время начальником коммуникаций, и, напомнив ему о своём долге, выплатил разницу золотыми рублями из казны, захваченной у русской армии.

[xxvi] Форфэ, Пьер-Александр – Forfait Pierre-Alexandre (1752-1807) – французский инженер. Член морской Академии (1781), член-корреспондент Академии Наук (1789). В 1786 году участвовал в строительстве первого пакетбота, курсировавшего затем между Францией и США. С 1786 г. директор корабельного строительства в Гавре. Во время террора был арестован. После освобождения был назначен генеральным инспектором лесов. В 1796 году по приглашению Бонапарта, руководит строительством арсеналов в Антверпене. 1799-1801 гг. – морской министр, руководитель работ по строительству булонской флотилии. 1801-1804 гг. – государственный советник. 1805 г. – морской префект Генуи, откуда был уволен после инцидента с плохо построенным судном.

[xxvii] Небольшой пивоваренный завод в Булони был закрыт уже в наши дни, когда вследствие развития европейских торговых связей, Франция оказалась залита более качественным иностранным пивом.

[xxviii] Талейран, Шарль-Морис Перигор – Сharles Maurice de Talleyrand-Perigord (1754-1838) – епископ Отенский, князь Беневентский, граф Дино. Один из главных персонажей наполеоновской эпохи. Руководитель переворота, приведшего Наполеона к власти. Кроме того, широко известен своими сомнительными принципами и алчностью. Министр иностранных дел Директории, Консульства, Империи Наполеона, затем Людовика XVIII и Луи-Филиппа. Всего присягал на верность 18 французским правительствам с 1790 по 1834 годы. С 1804 находился в тайном сговоре с австрийским двором, а с 1808 г. с русским царём, которым доносил обо всех шагах Наполеона и выносил рекомендации по его нейтрализации. После занятия Парижа русской армией, в его доме остановился Александр I, где, как считается, под влиянием Тайлерана, принял непопулярное во Франции, решение о реставрации власти королевского дома Бурбонов. В том же году на конгрессе в Вене, затеял заговор европейских держав против России. Наполеон, во время Ста дней, вскрыл этот заговор и донёс о нём царю. Из-за чего Россия не принимала участие битве при Ватерлоо. После второй реставрации по требованию Александра I был отправлен в отставку. Во времена Луи-Филиппа способствовал сближению Франции и Англии и отторжению Бельгии от Голландии. Стоял вопрос об интервенции русской армии во Францию. Но из-за волнений в Польше и жестокой эпидемии чумы, она не состоялась, в итоге Николай I согласился на появление Бельгии, как независимого государства. При делимитации государственной границы, Талейран за взятку включил порт Антверпен в состав Бельгии. Из-за последующего скандала, вынужден был уйти в последнюю отставку.

[xxix] Мармон, Огюст-Фредерик – Marmont August-Frederic-Louis Viesse (1774-1852) – герцог Рагузский, французский маршал. Служил лейтенантом в Тулоне под командой капитана Бонапарта. Звание дивизионного генерала получил в 26 лет, после битвы при Маренго. Сопровождал Наполеона в Египте. В 1803-05 гг. – начальник артиллерии булонского лагеря. Блестяще проявил себя в войнах против Австрии, Пруссии и России 1805-1808 гг. За умелые действия против Австрии в 1808-09 гг. получил звание маршала. 1807-11 гг. управляющий иллирийскими провинциями (на территории Югославии). 1811-12 гг. командующий в Португалии, где потерпел поражение от Веллингтона. В 1814 году – командующий обороной Парижа. Получив от Александра I предложение сдать Париж, либо русские напомнят о судьбе Москвы в 1812 году, желая блага своему городу, отдал приказ о капитуляции гарнизона. Наполеон расценил это как измену и разжаловал его одним из последних своих указов. После реставрации – пэр Франции. Во время Ста дней бежал из Франции. После второй реставрации, командующий парижским гарнизоном. Во время Июльской революции 1830 года руководил королевскими войсками против восставших, затем бежал в Америку. Умер в 1852 году в Венеции, когда совершил грандиозный вояж по всему пути Наполеона от Италии, через Египет до России, в котором написал свои мемуары.

[xxx] Крепость была построена в III веке, для защиты города от нападений с моря. В средние века была почти полностью разрушена, и из её обломков был построен замок графов булонских. В настоящее время восстановлено и то и другое, представляя несколько странный архитектурный ансамбль.

[xxxi] Марэ, Юг-Бернар – Maret, Hugues-Bernard (1763-1839) – герцог де Бассано. Французский политический деятель. Член якобинского клуба. С 1791 г. дипломат, выполнял миссию в Лондон, был послом в Неаполе. После возвращения Бонапарта из Египта был принят, по рекомендации Талейрана, его секретарём. После переворота 18 брюмера – Государственный секретарь. 1811-13 гг. – министр иностранных дел, затем вплоть до отречения Наполеона, его личный советник. Во время Ста дней – вновь Государственный секретарь. После второй реставрации изгнан из страны. Занимался пропагандой бонапартизма. После Июльской революции 1830 г. – пэр Франции.

[xxxii] Барбе-Марбуа, Франсуа – Barbe-Marbois Francois (1745-1837) – граф. Министр финансов, первый председатель Счётной палаты. Участник борьбы за независимость североамериканских колоний, где затем был помощником министра финансов. Был знаком с Вашингтоном. Затем был главным интендантом Сан-Доминго. В 1789 году вернулся во Францию. После революции был не у дел, но благодаря родственным связям в 1795 году стал мэром города Мец. Во время террора был арестован и депортирован в Гвиану, где остался жив только благодаря своему опыту пребывания в тропиках. После прихода к власти Бонапарта вернулся во Францию и был назначен председателем финансов, после провозглашения Империи – министром финансов. После реставрации был принят на службу Людовиком XVIII, и произведён в пэры. Во время Ста дней подвёргся опале со стороны Наполеона. В 1815-16 г. - министр юстиции. В 1817 году пожалован титулом маркиза.

[xxxiii] Евгений Богарнэ – Eugene de Beauharnais (1781-1824) – старший сын Жозефины от первого брака. Был усыновлён Бонапартом. В 1805 г. был провозглашен вице-королём Италии. Женат на принцессе баварской. С 1806 года генерал в армии, где проявил себя не плохо. Участвовал в русской кампании 1812 года в качестве командира корпуса. После ухода из России и отъезда Мюрата, командовал остатками Великой Армии в Пруссии. После отречения Наполеона по решению Венского конгресса получил титул герцога Лейхтенбергского и имение в Баварии, где умер от апоплексического удара.

[xxxiv] Гортензия Богарнэ – Hortense de Beauharnais (1783-1837) – дочь Жозефины от первого брака. Падчерица Наполеона. Жена младшего брата Наполеона Луи, короля Голландии в 1806-10 гг. После реставрации, благодаря покровительству Александра I, получила титул герцогини Сен-Лё с денежным содержанием. За это же подверглась нападкам со стороны Наполеона во время Ста дней, и была принуждена выполнять роль дамы из свиты императора. После битвы при Ватерлоо проявила верность Наполеону и оказала ему моральную поддержку. После второй реставрации, царь не стал больше за неё заступаться и она была вынуждена оставить Францию вместе со всеми членами семьи Бонапартов, которые её, впрочем, отторгли. Испытывая нужду, смогла вырастить единственного сына, будущего Наполеона III.

[xxxv] Мюрат Иоахим – Murat Joachim (1767-1815) – великий герцог Бергский, король неаполитанский. Быть может самый знаменитый из маршалов Наполеона. Службу в армии начинал рядовым, но очень быстро продвинулся. В 1795 году был лейтенантом в гарнизоне Парижа, где проявил себя в подавлении Бонапартом восстания роялистов. Затем сопровождал его во всех кампаниях до 1812 года. После возвращения из России, был оставлен Наполеоном за командующего, но покинул армию и бежал в своё королевство, пожалованное ему после брака с сестрой Наполеона Каролиной. Вошел в сговор с представителями Австрии, и в обмен на сохранение короны, перешел на сторону антинаполеоновской коалиции. Несмотря на открытую измену Наполеону, на венском конгрессе его всё-таки лишили короны. Во время Ста дней встал на сторону Наполеона. Со своей армией пытался пробиться на соединение к нему, но был задержан в Швейцарии и Лотарингии. После Ватерлоо бежал на Корсику, откуда организовал высадку в Неаполе для захвата своего бывшего королевства. Был арестован и расстрелян.

[xxxvi] Наверное, любой побывавший во Франции, мог отметить наличие повсеместно, как само собой разумеющееся, собачьи кучки. Мои попытки поинтересоваться у местных жителей - как же так? - всегда натыкались на ответ – Хорошо, что сейчас не держат в городе лошадей, и, - Вы не представляете, что здесь было при Наполеоне. Последнее, как видим, запомнилось булонцам на очень долго.

[xxxvii] После Великой Французской Революции 1789 года были отменены все государственные награды. Бонапарт после прихода к власти, возродил эту систему. Статут Почётного ордена был утверждён в 1802 г. как награды за отличия в военной и гражданской службе. До провозглашения империи около 2000 человек были награждены этим орденом. 1 июля 1804 года специальным декретом Наполеона был переутверждён, как Орден Почётного Легиона. Имеет пять степеней отличия – Большой Крест, Гранд Офицер, Командор, Офицер, Рыцарь. Награждённые составляют пирамидальную структуру – когорту, ограниченную общим количеством 150 человек. Среди которых 92 Рыцаря, над которыми стоит 30 Офицеров, которыми командуют 20 командоров, подчиняющихся 7 Гранд Офицерам. И на вершине награждённый Большим Крестом. Степень ордена зависит от общественного статуса награждаемого, а не от значения совершенного им. Во времена Империи было вручено около 35 000 орденов. Первая церемония награждения была запланирована на 15 августа в Булони. Но, горящий нетерпением Наполеон, совершил довольно таки красивый поступок, один из ключевых в «наполеоновской легенде». За два дня до своего отъезда в Булонский лагерь, 15 июля 1804 года в Отеле Инвалидов, где находились на лечении покалеченные во время предыдущих войн, Наполеон вручил ордена тем, кто был с ним под Маренго и у пирамид и из-за ранений не мог прибыть на церемонию в Булонь.

[xxxviii] Ныне находится в Национальной библиотеке Франции.

[xxxix] Самый известный на сегодняшний день исследователь наполеоновской истории, профессор Сорбонны, Жан Туляр, считает, что в булонской церемонии участвовало не менее 200 тысяч человек. («DICTIONNAIRE NAPOLEON». V .2, p. 183, – Legion d’Honneur.)

[xl] Гудон, Жан-Антуaн – Houdon, Jean-Antoine (1741-1828) – французский скульптор. Один из самых знаменитых в свою эпоху. Его работы есть в Лувре, Эрмитаже и т.д. До революции путешествовал по Европе. Некоторое время работал в России. В 1785 г. выполнил первую статую Вашингтона. После революции, наряду с Шоде, был главным реализатором всех скульптурных заказов правительства. При Империи выполнял скульптуры членов императорской фамилии, маршалов и генералов. Выполнил гигантскую скульптуру Наполеона для булонской колонны. Продолжал свою работу и после падения империи. В 1814 году в Париже выполнил бюст царя Александра I.

[xli] Бозио, Франсуа-Жозеф – Bosio, Francois-Joseph (1768-1845) – французский скульптор. Был офицером артиллерии в революционной армии. В 1807 г. участвовал в изготовлении барельефов для Вандомской колонны в Париже. Выполнил несколько скульптурных портретов императрицы Жозефины, один из которых находится ныне в Эрмитаже. Лепил бюсты императора и видных деятелей Империи. После реставрации статуй королей в 1828 г. был пожалован титулом барона. После 1830 года занимался в основном классикой. Выполнил вторую статую Наполеона для колонны в Булони.

[xlii] Лакросс, Жан-Баптист – Lacrosse, Jean-Baptiste (1760-1829) – барон, французский адмирал. Служил во флоте, действовавшем в районе французских колоний в Южной Америке. После революции становится капитаном корабля. В 1794 г. арестован за дворянское происхождение. После Термидора выпущен. С 1796 г. контр-адмирал. В 1799 г. координировал действия французов с испанским флотом. Затем был губернатором Гваделупы, проводил очень жесткую политику, что повлекло за собой восстание рабов. В 1803 г. вернулся во Францию, морской префект Гавра. В 1804 г. после смерти адмирала Брюиса был назначен командовать булонской флотилией. Затем был морским префектом в Рошфоре. С 1812 г. в отставке по болезни.

[xliii] Вильнёв, Пьер-Шарль де – Villeneuve, Pierre-Charle de (1763-1806) – французский адмирал. Из старинной дворянской семьи. Службу начал в морской гвардии в 1778 году. Участвовал в военных действиях во французских колониях в Южной и Северной Америке. С 1786 года на Средиземном море. После революции стал капитаном корабля, но был подвергнут репрессиям за дворянское происхождение. С 1795 г. в морской гвардии в Тулоне. Принимал участие в египетском походе Наполеона, где в битве при Абукире проявил полную пассивность, хотя и заменил погибшего адмирала Брюэ на посту командующего флотом. Отвёл остатки флота на Мальту, где сдался англичанам. С 1804 г. контр-адмирал. В 1805 г. командующий флотом, обеспечивающим вторжение на Британские острова. Плохо знакомый с деталями генерального замысла, запутался с отвлекающими манёврами и, потеряв время, сорвал сроки высадки. Затем был отправлен деблокировать испанскую эскадру в Кадисе, объединившись с которой, принял бой с эскадрой Нельсона у мыса Трафальгар, в котором был разбит и попал в плен. Был отпущен под честное слово. Будучи полностью деморализован и боясь гнева Наполеона за срыв экспедиции в Англию и потерю флота, покончил жизнь самоубийством. Относительно самоубийства, некоторые историки выражают сомнения, т.к. адмирал Вильнёв скончался от шести ножевых ударов.

[xliv] Большинство французских историков, мотивируют поражение флота у Трафальгара, тем, что, когда Вильнёв принял командование флотом, корабли были в очень плохом состоянии и он не получил возможность дать им ремонт.

[xlv] Французские исследователи истории военного флота, такие как капитан первого ранга Мюрассиоль [14], адмирал Дюпон [9], член морской академии Филипп Массон [13], считают, что таким образом Наполеон проявил недальновидность. Погубив флот, лишив его должного финансирования, он тем самым без поддержки с моря обрёк планируемую экспедицию на неудачу. А после гибели флота, оказался в морской блокаде, вынужденно объявив о блокаде «континентальной», которая не дала практически ничего, зато вынудила континентальные державы, зависимые от английской торговли к противостоянию с Францией. Кроме того, успех десанта в Англию им кажется весьма сомнительным, т.к. в ней основной упор делался на кратковременное установление господства над Ла-Маншем. Далее предполагалось, что французская армия не встретит сопротивления. Однако, в случае, если бы она его всё-таки встретила, а, скорее всего англичане бы стали сопротивляться, французская армия оказывалась в чужой стране отрезанной от континента и лишенной снабжения. Практически тоже произошло с Наполеоном в Египте и России.

[xlvi] Наполеон осматривал эту вершину, изучая предложение по строительству здесь нового командного пункта, так как эта вершина была выше булонской, хотя и находилась в некотором удалении от города. Во время второй мировой войны, немецкой армией здесь был оборудован многоцелевой подземный командный пункт для руководства береговыми укреплениями, который в настоящее время используется как памятник инженерной мысли.


Источники и дополнительная информации:

  1. Тайлеран Ш-М. «МЕМУАРЫ», издательство Уральского Университета, Екатеринбург, 1997.
  2. Тарле Е.В., Собрание сочинений в 12 т., Москва, 1957.
  3. Трухановский В., «АДМИРАЛ НЕЛЬСОН», «Прометей» Историко-биографический альманах серии «ЖЗЛ», т. 11, Москва, 1977
  4. Beaucour F.E., «QUAND NAPOLEON REGNAIT A PONT-DE-BRIQUES», edition Levallois, 1978.
  5. Bottet M., «NAPOLEON AUX CAMPS DE BOULOGNE», Paris.
  6. Сassarano F., Napoli J., «VISITE DU PALAIS IMPERIAL DE BOULOGNE-SUR-MER», edition Punch, Wimille, 2000.
  7. Chatelle A., «NAPOLEON ET LA LEGION D’HONNEUR AU CAMP DE BOULOGNE», Paris, 1956.
  8. Сonte A., «LE 1-er JANVIER 1800», edition Olivier Orbur, Paris, 1990.
  9. «DICTIONNAIRE NAPOLEON», sous la direction de Jean Tulard, edition Aptheme Fayard, Paris, 1999.
  10. Damien A., «ORIGINES DE LA LEGION D’HONNEUR», Fondation Napoleon, Paris, 1973.
  11. Hilgemann W., Kinder H., «ATLAS HISTORIQUE», traduction de l’allemand, edition France Loisirs, Paris, 1997.
  12. «HISTOIRE DE BOULOGNE-SUR-MER», sous la direction d’Alain Lottin, edition Le Temeraire, Lille, 1998.
  13. Masson Ph., «NAPOLEON ET L'ANGLETERRE. NAPOLEON CONTRE LA MARINE ANGLAISE (1797-1805)», Fondation Napoleon, Paris, 1973.
  14. Muracciole J., «LES OPERATIONS NAVALES DE 1805 ET LA BATAILLE DE TRAFALGAR», Fondation Napoleon, Paris, 1973.
  15. «NAPOLEON. LE GENIE FRANCAIS. LES CLES D’UN DESTIN D’EXCEPTION ET DE LEGENDE», La revu de l’Histoire, № 1, 2000, publication Robert Lafont, Paris.
  16. «NAPOLEON 1er.», Le magazine du Consulat et de l’Empire, edition SOTECA, Saint-Cloud.
  17. Nicolay F., «NAPOLEON AU CAMP DE BOULOGNE», Paris, 1906.
  18. du Pasquier I., «LES PREMIERES DISTRIBUTIONS DE LA LEGION D’HONNEUR», Fondation Napoleon, Paris, 1973.
  19. Soubiran A., «NAPOLEON – UN MILLION DE MORTS», edition Kent Seger, Paris, 1969.
  20. «LE SOUVENIR NAPOLEONIEN», revue de la societe d’histoire napoleonienne, Paris.
  21. Tranie Jean «L’EPOPEE NAPOLEONIENNE», edition Tallandier, Paris, 1999.
  22. Hilgemann W., Kinder H., «ATLAS HISTORIQUE», traduction de l’allemand, edition France Loisirs, Paris, 1997.
  23. Vallaud D., «DICTIONNAIRE HISTORIQUE», edition Artheme Fayard, Paris, 1995.
  24. Wimet P-A «BOULOGNE ET LE REVE CONQUERANT DE NAPOLEON», edition Le Temeraire, Lille, 1998.
  25. http://pascal.gin.waika9.com/Blhistoire.htm - Camp de Boulogne.
  26. http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/Boulogne/index.html - Военно-историческая реконструкция Булонского лагеря в 1999 году.
  27. http://www.pereplet.ru/XPOHOC/statii/dybov01.html - Первая война России с Францией в эпоху Наполеона (1799-1800 гг.)
  28. http://www.pereplet.ru/XPOHOC/ - «Пути России»
  29. http://www.museum.ru/museum/1812/ - «Проект 1812 год»
  30. http://kulichki.rambler.ru/grandwar/index.htm - дедовские войны
  31. http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm - История России
  32. http://www.tellur.ru/~historia/ - «Мир истории»
  33. http://liberte.newmail.ru/index.html - Великая французская революция
  34. http://www.napoleon.fr - Fondation Napoleon.
  35. http://www.napoleon1er.com/ - Cite internationale des fans de Napoleon.
  36. http://www.route-napoleon.com/ - Les routes napoleoniennes.
  37. http://www.napoleonicwars.com/ - The wars of Napoleon.
  38. http://www.historyserver.org/napoleon.series/ - The History of time of Napoleon.
  39. http://www.dean.usma.edu/history/dhistorymaps/NapoleonPages/NapToC.htm - Atlas historic.


© 2000, Дыбов С.
Опубликовано в интернет-проекте «1812 год» с любезного дозволения автора.