Интернет-проект «1812 год»

Михаил Казанцев

Корпуса И.И. Новака и П.М. Волконского

 

12 сентября Александр I повелел «по нынешним военным обстоятельствам» составить в Новгороде корпус войск под командованием генерал-майора от артиллерии Новака:

«С.-Петербургского ополчения два казачьи полка,
три батальона 2-го морского полка,
одна рота конной артиллерии
и все Новгородское ополчение, за исключением 4000 человек, выступивших для усиления корпуса графа Витгенштейна».

Новаку предписывалось состоять «в точной команде» Винцингероде, «находящегося с отрядом на большой Московской дороге между Клином и Москвой», и задача его войск заключалась в «обеспечении» как данного пути, «так и дорог, ведущих от Гжатска чрез Зубцов и Ржев на Осташков».

Что касается казачьих полков (1-го и 2-го волонтерных), то они были сформированы значительно позднее, и затем император отправил их в «рижский» корпус.

Из Новгородского ополчения в отряд Новака поступили 3-я и 4-я бригады (6 дружин).

2-й морской полк и конная арт. рота (№ 19) впоследствии выступили из Петербурга. 1-2 октября две полуроты последней были отправлены в Тверь (правда, в Новгороде планировалось сформировать еще одну), но ранее в состав отряда Новака включили легкую роту 25-й бригады, т.е. пешей артиллерии морских полков.

14 октября Александр I написал Винцингероде, что по уведомлениям Псковского гражданского губернатора «неприятельские войска, усиливаясь в Смоленской губернии, направляются на разные пункты, а именно: через Поречье на Торопец, Белый и Сычевку».

Это побудило императора «послать генерал-адъютанта князя Волконского принять начальство над тремя полками уральских казаков», которым предписывалось расположиться между Белым и Торопцом. И по тем же соображениям князю был подчинен корпус Новака, направленный к Осташкову.

А в рескрипте Волконскому от 15 октября говорилось о том, что к трем казачьим полкам (а речь шла о 3-м, 4-м и 5-м Башкирских полках) следует присоединить отряд Дибича 1-го (составленный из волонтеров и бывших пленных), а также внутренние ополчения Сычевского, Бельского и Торопецкого уездов, после чего все эти силы смогут «воспретить неприятельским партиям разорять уезды и собирать контрибуции», наблюдая в то же время движение противника от Смоленска.

Вновь образованный отряд должен был также поддерживать коммуникацию с корпусами Винцингероде и Витгенштейна.

По приказу Волконского войска Новака выступили 17 и 19 октября в следующем составе:

– 2-й морской полк
– 3-я бригада Новгородского ополчения (4-я двинется на Витебск только 17.11)
– легкая арт. рота 25-й полевой бригады

28 октября Александр I повелел Волконскому отправить 2 казачьих полка Витгенштейну, а с основными силами идти от Осташкова через Белый к Поречью. Это распоряжение вызвало у князя возражения, и через 5 дней он доложил, что выступит 4 ноября из Осташкова через Торопец на Велиж (его занял 5-й Башкирский полк 1.11).

3 ноября император предписал князю следовать с конницей через Велиж и Сураж к Витебску (войскам Новака – через Торопец) и затем передать отряд под начальство Витгенштейна.

Через два дня Волконский по просьбе полковника Палена направил 5-й Башкирский полк в Витебск, а на следующий день отдал аналогичный приказ 3-му и 4-му полкам. Выступившая же из Осташкова пехота и артиллерия, по рапортам князя, должна была прибыть в Торопец 10 ноября, а в Витебск – 15-го.

В рапорте Кутузову от 11 ноября Витгенштейн упоминает о присоединении к его корпусу 5-го Башкирского полка. Он и, по одной из версий, 4-й полк участвовали в операции на реке Березина, а позднее конвоировали пленных. 3-й полк и одна из новгородских дружин были оставлены в Витебске для поддержания порядка.

Что же касается прочих вышеуказанных частей Новака, то они присоединились к войскам Витгенштейна лишь в самом конце кампании.

 

 

Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с любезного разрешения автора.