Франц Алексеевич Рубо (1856-1928)
ФРАГМЕНТЫ ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА»
|
Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г.
Холст, масло
Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.
Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана.
Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.
За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.
|
|
Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.
Холст, масло.
Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.
Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».
Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.
|
|
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. 1912 г.
Холст, масло.
«Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг и подошел даже к Семеновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант Бороздин 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнезд, в которых они не успели еще отсидеться.»
Так описал этот напряженный момент сражения, его непосредственный участник, Ф. Н. Глинка.
|
|
Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.
Холст, масло.
Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.
У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.
|
|
Командный пункт Наполеона. 1912 г.
Холст, масло.
Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
|
|
Атака саксонских кирасир. 1912 г.
Холст, масло.
Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура.
На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона.
У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.
|
|
Кавалерийский бой во ржи. 1912 г.
Холст, масло.
Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.
На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.
На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.
Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
|
|
Подвиг неизвестного героя. 1912 г.
Холст, масло.
В центре кавалерийской схватки - руский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.
|
|
Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.
Холст, масло.
Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.
Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».
Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
|
|
Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г.
Холст, масло.
У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.
|
ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
|
|
Атака на батарею Раевского. Художники Ф. Рубо и К. Беккер. 1913 г.
Холст, масло
|
|