Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Залы галереи

Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве

ГАЛЕРЕЯ ХУДОЖНИКОВ-БАТАЛИСТОВ

 
Бородинское сражение в полотнах художников
Бородинское сражение в полотнах художников

Этот зал нашей галереи полностью посвящен отражению Бородинского сражения в батальной живописи. В картинах, литографиях, рисунках художников разных национальностей, школ и разных эпох показаны все основные моменты главного сражения кампании 1812 г., во многом определившего ход последующих военных действий.


Ф. А. Рубо
Франц Алексеевич Рубо (1856-1928)
Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

7 сентября 1812 года началось знаменитое Бородинское сражение, равного которому не знала история. Это была битва гигантов. Она развертывалась на площади 49 квадратных километров. Со стороны русских в ней принимали участие 120 тысяч, со стороны французов - 135 тысяч солдат. Этому событию и посвящена панорама известного русского художника-баталиста Ф. А. Рубо.

На огромном живописном полотне (длина - 115, высота - 15 метров) художник запечатлел самый тяжелый момент сражения - в 12 часов 30 минут дня, 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака на деревню Семеновскую, после ожесточенных боев заняты знаменитые Семеновские (Багратионовы) флеши и отбита очередная атака на Курганную высоту. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов. Здесь, на Бородинском поле, был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Главная задача Наполеона - в одном генеральном сражении уничтожить русскую армию - не была выполнена.

В Бородинском сражении русские войска проявили величайшее мужество, стойкость и героизм.

По словам М. И. Кутузова, «баталия... была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать».


В. В. Верещагин
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года

«Ужасы войны, зверство и дикое остервенение в минуты боя; невыразимые страдания невинных, посланных на убой жертв; добродушие и наивность этих жертв, совершающих войну, как любое другое занятие... геройство и простота души; целые поля убитых и изуродованных; целые тысячи раненых, погруженных на перевязочном пункте в такие адские страдания, которым нет имени; целые обозы искалеченных... снеговые равнины в десятки верст, где замерзали медленной, страшной смертью сотни и тысячи брошенных и раненых; все это, написанное с огнем и мастерством неподражаемым, с энтузиазмом, идущим из глубины души, потрясенной до самых корней, - вот что создало картины, каких еще никогда никто не писал в Европе».

В.В. Стасов «Двадцать пять лет русского искусства»


П. Гесс
Петер Гесс (1792-1855)
Сражения 1812 года

Баварский художник-баталист Петер Гесс в сороковых годах прошлого столетия, в царствование Императора Николая Павловича, выполнил по специальному заказу двенадцать картин, изобразив различные эпизоды Отечественной войны. Эти произведения батальной живописи украшают залы Зимнего дворца в Петербурге. Репродукции всех двенадцати картин Вы можете увидеть, не отправляясь в северную столицу, здесь, в галерее художников-баталистов.


Х. В. Фабер дю Фор
Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857)
Литографии

Х. В. Фабер дю Фор - вюртембергский обер-лейтенант, артиллерист и талантливый художник-любитель. Его рисунки, как очевидца и участника войны 1812 года, натуралистичны словно фотографии, и являются бесценным свидетельством происходящих событий, в которые волею судьбы был вовлечен сам автор.

Сквозь пожелтевшие листы для вдумчивого и наблюдательного зрителя проглядывает личное отношение художника к происходящему. Своим трагизмом особенно запоминаются литографии «Убитый егерь», «Бородинское поле битвы 7 сентября 1812 г.», «Мост через реку Колочь после Бородинского сражения», «Переправа через Березину 28 ноября 1812 года».


Ф. Гойя. Офорты из серии «Бедствия войны»
Франсиско Гойя (1746-1828)
Офорты из серии «Бедствия войны»

Франсиско Гойя никогда не писал картин о русско-французской войне 1812 г. У него была своя война. Пять лет (с 1808 по 1813 г.) Испания мужественно сражалась с Наполеоном и его маршалами и победила. Немалую роль в этой победе сыграла и проигранная Наполеоном война в России. Но нельзя забывать, что и сопротивление испанских патриотов значительно ослабило силы французского императора (отсутствовали такие маршалы как Массена, Мармон, Сюше), и, тем самым, внесло определенный вклад в победу русского оружия.


Литографии А. Адама
Альберт(Альбрехт) Адам (1786-1862)
Рисунки и литографии

А. Адам, будучи участником похода на Россию, оставил большое количество зарисовок, выполненных с натуры. Собранные вместе, они являются не только и не столько собранием изобразительного искусства, сколько ценнейшим историческим свидетельством, в котором мы читаем особенности и детали быта и устройства Великой армии, яркие моменты баталий, опустошение и страх, следующие за армией Наполеона, а позднее - обреченность и тяготы отступления.

В данный момент у нас представлены репродукции совсем малого числа рисунков и литографий художника, в которых запечатлено наступление французской армии от переправы через Неман до Бородинского сражения включительно. Мы обязательно дополним экспозицию целым рядом работ Адама, посвященных пребыванию армии в Москве и последующему отступлению за пределы России.


Диорама «Сражение при Малоярославце»
Диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года»

Батальное полотно, созданное художником Ефимом Исааковичем Дешалытом, воскрешает в деталях один из наиболее ярких эпизодов сражения за Малоярославец - бой на монастырской прощади.

В нашей Галерее для общего ознакомления представлена «электронная» версия диорамы, доступная для просмотра только через Microsoft Intеrnet Explorer.


Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца
Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях художников середины XIX века
Военные залы Зимнего дворца

В нашей экспозиции представлены 89 акварелей известных художников-перспективистов XIX в. из фондов государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), среди которых находится целый ряд работ, отображающих архитектуру и интерьеры военных залов и помещений Зимнего дворца: прежде всего - галерея 1812 года; Фельдмаршальский зал, зал Петра I, Гербовый зал, Георгиевский зал, Александровский зал, залы военных картин.


Корректор: Анастасия Кулагина.
Издается в рамках проекта «1812 год».
Авторы будут признательны за конструктивную критику, предложениия и замечания.