Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


ЛЮДИ МУЗЕЙНОГО МИРА




ЛЮДИ МУЗЕЙНОГО МИРА

Список по алфавиту


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Александр Александрович Алябьев
(1787—1851)


Имя Александра Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Творческое наследие этого мастера так многогранно, что мы можем найти в нем все музыкальные формы и жанры: песни и романсы (их более 180), инструментальные сочинения, хоры, водевили и, наконец, симфонические оперы.
Родился Алябьев в августе 1787 в г.Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г. Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810: в печати появился "Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано", два фортепианных вальса.
Участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 18131814; был ранен при взятии Дрездена. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы "Лунная ночь". В январе 1825, во время открытия Большого театра одним из авторов торжественной музыки был Алябьев.
Но нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс "Соловей", на слова А.А. Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели "Соловья" на русском языке.
Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 Алябьев с большим трудом добился "высочайшего соизволения" на "пользование" Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он попрежнему ссыльный и попрежнему находился под надзором местных властей.
С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме "умершей майорши Карабутовой", который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музеязаповедника ("Дом Алябьева").
Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора — его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен — русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа.
В Пятигорске, совместно с профессором ботаники Московского университета и страстным собирателем малороссийского фольклора Михаилом Максимовичем (другом А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя), были аранжированы для голоса с фортепиано 25 украинских народных песен. Изданные в Москве, они составили первый самостоятельный сборник украинского фольклора.
На темах кавказских народных мелодий была написана пьеса для фортепиано "Французская кадриль из азиатских песен". Эта небольшая кавказская сюита явилась первой попыткой инструментального претворения кавказской народной музыки. В сборнике "Подарок любителям танцев" появились две "Мазурки кавказские" для фортепиано.
Тема Кавказа, обозначенная в творчестве Алябьева в известной "Черкесской песне" на слова А.С. Пушкина и музыкальной инсценировке "Кавказского пленника", получила дальнейшее развитие в его "восточных" романсах, таких как "Грузинская песня" на слова Л. Якубовича, "Кабардинская песня", и "Песня Кичкине" на слова А.А. БестужеваМарлинского, романс "Черкес" на слова брата Василия. Позднее появилась "Черкесская песня" из поэмы М.Ю. Лермонтова "ИзмаилБей".
"Кавказский певец" — так писал о себе Алябьев уже в конце 1833. Под этим названием в Москве в музыкальном издательстве Грессера и Миллера был издан сборник песен и романсов, объединивший вокальные произведения композитора этих лет. Обложку его украшал вид Пятигорска на фоне горы Машук. К изданию был приложен литографированный портрет Александра Алябьева, рисованный с натуры Григорием Гельмерсеном. В настоящее время сборник утрачен.
Алябьев чуткий и глубоко эмоциональный лирик. В Пятигорске был создан цикл романсов, посвященных Е.А. Офросимовой, чувство нежной любви к которой композитор пронес через всю жизнь. На рукописи одного из них, романсе "Тайна" на стихи А.Ф. Вельтмана, сохранился автограф композитора: "Пятигорск, 17 июля 1832 года".
В середине августа Алябьев из Пятигорска переехал в Кисловодск, где участвовал в "блистательном празднике, каких здесь еще не бывало. Помимо посетителей Вод было приглашено 300 кабардинских князей и узденей. Перед ними пели стихи и разыграли прекрасный полонез с хором, сочиненный известным композитором, любителем музыки господином Алябьевым..."
Кавказская тема продолжала развиваться в творчестве композитора и после разлуки с Пятигорском; несколько лет было отдано работе над оперой "АммалатБек" по одноименной повести А.А. БестужеваМарлинского.

При жизни Алябьева отрывки из оперы "АммалатБек были исполнены в марте 1838 в концерте И.И. Иоганниса. В печати сообщалось: "Слышавшиеся в Москве песни кавказских горцев, которые успел схватить Алябьев, странствуя по Кавказу, говорят, что это — те очаровательные звуки, которые Европа не знала, от которых веет горными бурями, в которых слышна новая жизнь".

О.С. Алексенко




 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"