Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


НАУКА О МУЗЕЕ




МУЗЕЙ-МОНАСТЫРЬ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ



Музей-монастырь Оптина пустынь — один из первых на территории России музеев-монастырей, созданный на базе уникального памятника истории и культуры — Оптиной Введенской пустыни. Оптина пустынь прославлена на весь мир старцами, осуществлявшими здесь свою деятельность в XIX в. Монастырь посещали крупнейшие деятели русской культуры: Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
Музей-монастырь был создан в 1919 г., ликвидирован в 1928 г.

История музея
Музей-монастырь "Оптина пустынь" был создан 18 мая 1919 на объединенном заседании представителей Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников старины, библиотечного отдела Наркомпроса и членов исполкома Козельского уезда Калужской губернии. Инициатива создания музея принадлежала известному ученому и музейному деятелю Н.Н. Померанцеву.
Цель организации музея-монастыря формулировалась так: "Весь монастырь Оптиной пустыни в целом со всеми историческими зданиями и в них находящимися художественными предметами, а также и прилегающий к монастырю скит и историческая роща между ними, как имеющие огромное значение в истории русской культуры, связанные с именами многих великих писателей и являющиеся богатой живой иллюстрацией к ушедшему укладу русской жизни начала ХIХ века, взяты на учет на основании декрета... Ввиду этого никакие изменения, нарушающие цельность вышеуказанного памятника, как-то: вынесение предметов из зданий, вселение отдельных учреждений с принадлежащими к ним штатами, изменяющие назначение помещений, и т.п. не могут быть произведены без ведома упомянутой коллегии Наркомпроса и будут рассматриваться как нарушение декрета...". Предлагалось также знаменитую монастырскую библиотеку и библиотеку скита, как представляющие исключительную ценность, сохранить в "цельности и неприкосновенности". Первой заведующей музеем стала Лидия Васильевна Защук.
В первый год музей и монастырь мирно уживались за стенами обители, помогая друг другу. Музейный отдел не ставил вопрос о ликвидации монастыря. Напротив, музей должен был способствовать сохранению Оптиной пустыни в ее целостности как памятника не только истории и архитектуры, но и своеобразного "уклада русской жизни", оберегаемого и сохраняемого среди бурно меняющейся действительности. И даже когда в 1920 монастырь был формально закрыт, значительная часть монахов и послушников осталась жить в скиту. Музейное руководство приняло остатки братии под свое покровительство: по заключенному договору монахи получили возможность продолжать жить в помещениях монастыря, обрабатывать землю и вести хозяйство.
Историко-культурная экспозиция музея была развернута в Казначейском корпусе. Часть храмов обители оставались действующими, в музеефицированных храмах богослужение совершалось в особых случаях. В 1922, после смерти знаменитого на всю Россию старца А.А. Потапова на основе его личных вещей была создана экспозиция "Хибарка старца". В принадлежавших музею зданиях работали мастера-ремесленники, "обучавшие желающих своему мастерству": слесари, сапожники, переплетчики, резчики, бондари, ложкари. Музей стремился к сохранению не только овеществленной в музейных предметах культурной памяти, но и нематериального наследия, живой традиции, уходящих из повседневной действительности форм жизни и культуры, в чем далеко опережал свое время. Музей добился декрета о признании неприкосновенности парка Оптиной пустыни.
В 1922-23 в музее-монастыре сформировались отделы: "Монашеский быт и история Оптиной пустыни" в главном здании музея, "Церковно-археологический", "Кустарное производство", "Помещичий быт начала ХIХ века", "Естественноисторический", "Местного края", "Павильон стенной живописи" (бывшая Трапезная), "Бытовые монастырские павильоны" (хибарка старца, кельи скитоначальника, скитская трапезная и библиотека). Для занятий в Оптину пустынь приезжали деятели научных обществ, Российской академии наук, театральных курсов, Румянцевского музея, писатели и др. Группы экскурсантов приходили зачастую пешком из дальних мест, как некогда богомольцы; в обители им предоставлялся кров.
В 1923 г. местной властью было запрещено проживание в музее-монастыре монахов, они были изгнаны из Оптиной пустыни. Храмы были закрыты, музей-монастырь перепрофилирован в краеведческий. Заведующая Л.В. Защук покинула музей вместе с последними монахами; впоследствии она была арестована, и в 1938 г. расстреляна под Тулой. В 1928 Комиссия при ВЦИК приняла решение о передаче Оптиной пустыни калужским властям и упразднении музея.
В послевоенные годы в мемориальных помещениях Скита работал небольшой музей (филиал Козельского краеведческого музея), посвященный пребыванию в Оптиной пустыни деятелей русской культуры. В 1987 г. монастырь передан Русской православной церкви.

 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"