ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
|
ПРОТОМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ.
Примеры протомузейных форм
Генезис новой культурной формы — музея — занял не одно столетие. До его возникновения решения задачи сохранение культурнозначимой информации носили локальный характер, и в каждой сфере культурной и общественной жизни вырабатывались свои методы поддержания культурной памяти. Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы, возникшие в разное время и с различными задачами. Правда, они обладали, как минимум, одной общей чертой: их деятельность предусматривала наличие хранилищ результатов этой деятельности или предметов, необходимых для ее осуществления. При аптеках со временем сформировались анатомические и другие естественнонаучные коллекции, и первые российские аптеки способствовали созданию первого российского музея Петербургской кунсткамеры. Большинство арсеналов, возникших для изготовления, хранения, ремонта и распределения вооружений в армии и флоте, практически с момента своего возникновения хранили также военные трофеи и прочие "достопамятности", а в 19 в. (в Европе много раньше) реорганизовались в военные завод или военно-исторические музеи. Культурные сады и аптекарские огороды стали предшественниками музеев живой природы — ботанических садов. На основе великокняжеских сокровищниц возникали дворцовые музеи и национальные архивы. Классическим примером протомузейной формы, появившейся за долго до возникновения музеев, частично выполнявших музейные функции, сосуществовавшие впоследствии одновременно с музеями и в ряде случаев ставшие основой музейных собраний являются церковные ризницы.
Кирилло-Белозерский монастырь.
| |