Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


УКАЗАТЕЛИ




СЛОВАРЬ
музейных терминов*


Подделка (фальсификация) — предмет, имитирующий вид и характеристики памятника истории и культуры или произведения искусства определённой эпохи, школы, мастера, созданный с целью быть выданным за подлинник. П. возникли в связи с осознанием в обществе значимости и ценности произведений искусства и памятников истории и культуры; широкое распространение получили по мере возрастания материальной ценности этих артефактов.
Подделка существуют во многих областях культуры — истории, литературе, археологии, особенно распространены в различных видах искусства. Большое число подделок обнаруженное сегодня в крупнейших музеях мира сделали актуальной проблему выявления подделок и предотвращения проникновения их в музейные коллекции. Фальшивки дискредитируют идею и авторитет музеев, формируют неправильное представление о творчестве художников, ювелиров и др. мастеров декоративно-прикладного искусства, мешают здоровому развитию промыслов, ведут к размыванию критериев качества, обесцениванию изделий с заслуженной мировой славой.
Возникновение подделок связано с осознанием в обществе значимости произведений искусства и памятников истории и культуры. В каком-то смысле подделка выступает своеобразным документом эпохи, т.к. определяются вкусами общества и людей своего времени, а также является продуктом и показателем технических достижений определённого периода. История подделок начинается в античности, в Римской империи копии шедевров греческого искусства продавались римским патрициям в качестве оригиналов. Во 2-й пол. 19 в. происходят первые крупные международные аферы с произведениями искусства и проникновение подделок в крупнейшие музеи мира. В 20 в. изготовление подделок перерастает в своеобразную "индустрию". С кон. 1980-х гг. в связи со становлением рыночных отношений, оживлением антикварной торговли, а также возросшим уровнем криминализации общества распространение подделок в России получило новый импульс.
Выявление подделок осознается музейным сообществом актуальной задачей сегодняшнего дня. Уровень новых методов исследования (рентген, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, химический анализ) позволяет выявить значительное число подделок, копий и имитаций. С 1996 г. в Москве проводятся ежегодные конференции "Магнум-Арс", посвящённые проблемам экспертизы произведений искусства. Вводятся законы, карающие изготовление и торговлю подделок.
  • Протомузейный период
  • 17-18 вв.
  • 19 в.
  • 20 в.
  • Выявление подделок



* Термины, выделенные красным цветом, вошли в "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009.


 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"