Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


УКАЗАТЕЛИ




СЛОВАРЬ
музейных терминов*


Копия (от copie — множество) — предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к К. подлинником (оригиналом).
Копии как воспроизведения выдающихся произведений искусства [см. Воcпроизведение музейных предметов (объектов)] могут являться памятниками истории и культуры и включаться в качестве музейных предметов в основной фонд музея (см. Фонды музея).


История
Копирование произведений искусства известно с эпохи эллинизма. В Древнем Риме изготовлялись многочисленные К. с греческих статуй. К. была способом распространения шедевров, признанных публикой. К. портрета Льва X кисти Рафаэля, исполненная по заказу Медичи художником Андреа дель Сарто, была послана герцогу Федериго в Мантую под видом оригинала (и долгое время считалась таковым), выступая, по сути, в качестве подделки. Сегодня известно более 60 старых копий с "Джоконды" и более 40 — "Мадонны в скалах" Леонардо да Винчи.
С 18 в. в России копирование было органичной частью деятельности портретистов, независимо от их профессионального уровня. Написание почти каждого портрета сопровождалось созданием одной или нескольких копий. Портреты членов царской семьи, государственных и военных деятелей, представителей аристократических фамилий воспроизводились также в гравюрах, пастелях, миниатюрах, рисунках. Гравюры появились в России еще в 17 в. и получили широкое распространение в 18 в. Благодаря гравюрам в стране стали известны многие шедевры европейского искусства. К. музейных экспонатов, выполненные методом гальванопластики (с середины 19 в.) экспонировались на международных выставках. Во многих музеях представлена камерная пластика предприятия Ф.Барбедьенна (19 в., Париж) завоевавшую всемирную славу благодаря качеству изделий и специальной технологии увеличения или уменьшения скульптуры.
В 1830- е гг. в связи с развитием художественного образования был разработан проект Эстетического музея (опубликован за подписью З.А. Волконской); он задумывался как собрание гипсовых слепков или мраморных копий с лучших образцов скульптуры от древнего Египта до современности, копий с наиболее известных картин художников различных школ, макетов выдающихся памятников архитектуры античности и эпохи Возрождения. Эта идея, выдвинутая в 1830-х гг. профессорами Московского университета С.Т. Шевырёвым и Н.П. Погодиным, была воплощена в жизнь только в 1912 И.В. Цветаевым в Музее изящных искусств в Москве.


Модель ботика Петра I в военно-морском центральном музее в Санкт-Петербурге.
В музейном деле понятие К. используется и как воспроизведение музейного предмета, по возможности, точно передающее черты подлинника. Существуют экспозиции и музеи, созданные на основе таких К. (экспозиции голограмм, музеи слепков). Многие выставки, посвящённые искусству авангарда, оформлены современными воспроизведениями скульптурно-пространственных композиций В.Е. Татлина, Л.М. Лисицкого. Современные реконструкции Башни III Интернационала В. Татлина украшают многие отечественные и зарубежные музеи как символ авангардизма. Особой формой воспроизведения, отличной от копирования, являются модели и макеты.


Макет коксо-химического производства отдела химии Политехнического музея.
В музеях экспонируются модели объектов, которые используются в соответствии со своим функциональным назначением — модели отдельных зданий и архитектурных ансамблей, модели самолётов, кораблей и разнообразных технических устройств. Такие К. важны при создании экспозиций для определённых категорий посетителей. Они интересны для детей, лучше воспринимающих предмет через осязание и незаменимы для инвалидов по зрению, для которых осязание является главным способом познания окружающего мира. Существуют специальные музеи для слепых (Афины), а также выставки и сменные экспозиции (Выставка в Самаре "Руками трогать обязательно").


Техника изготовления
Техника изготовления копий различна. В живописи это: повторение — к., написанная и подписанная самим автором и равная по размеру оригиналу; реплика — к., исполненная самим автором или под его наблюдением в размерах, отличных от оригинала; собственно к. — исполнена без участия автора или после его смерти; уменьшенная к. — исполнена в размерах, меньших оригинала; фотографические и репродукционные копии (факсимиле). Факсимиле (от simile- делай подобное) — точное воспроизведение каким-л. способом рукописи, документа, чьей-либо подписи; точное воспроизведение картины при помощи фотомеханической репродукции (факсимильная репродукция).
Точная К. произведений скульптуры, прикладного и других видов искусства, имеющего объёмный характер, называется слепком. К К. можно отнести также и гравюру — вид графики, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы — доски из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума с нанесённым на неё углубленным (награвированным) рисунком. Способ получения металлических к. с любого оригинала (металлического или неметаллического — скульптуры, рельефа, вазы и т.д.) путём электролиза — разложения водных растворов солей при прохождении через них электрического тока, называется гальванопластикой. Заряженные частицы металла осаждаются на снятую с оригинала гипсовую форму, помещённую в ванну и постепенно образуют металлический слой, легко отделяющийся от матрицы.



* Термины, выделенные красным цветом, вошли в "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009.


 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"