МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Рим Андрея Белобородова»

c 25 ноября 2022 по 5 февраля 2023Москва
С 25 ноября 2022 по 5 февраля 2023 года Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына приглашает на выставку «Рим Андрея Белобородова».

Судьба выдающегося архитектора и графика Андрея Яковлевича Белобородова (1886–1965) — пример парадоксального сплава признания и забвения, которые полноправно присутствуют в его художественном мире, определяют прижизненный и посмертный портрет. На исторической родине имя художника до сих пор остается незаслуженно забытым. Между тем в дореволюционной России Белобородов был одним из самых активных и многообещающих архитекторов из плеяды «ретроспективистов». В этот круг входили сторонники возрождения итальянского большого классицизма — торжественного и строгого «имперского стиля», созданного первыми градостроителями северной столицы, — убежденные апологеты русского палладианства.

Андрей Белобородов — уроженец Тулы, выпускник архитектурного отделения Императорской академии художеств, победитель Prix de Rome в выпускном конкурсе ИАХ (1915), автор таких значимых проектов начала ХХ века в Санкт-Петербурге, как особняк графа А.А. Бобринского (Английская набережная, 18), интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский проспект, 39), особняка Г.Г. Черткова (Дворцовая набережная, 22), Юсуповского дворца (набережная реки Мойки, 94); оригинальный график, оформитель журнала «Аполлон» и книг Анны Ахматовой. Однако свои коррективы в траекторию судьбы блестящего архитектора и художника внесли Первая мировая война и последовавшая за ней революция. Белобородов покинул страну на самом взлете карьеры. Между тем в эмиграции, где Белобородов оказался в 1920 году, его известность только возросла. По замечанию исследовательницы Аврил Пайман, за рубежом «архитектурная карьера Белобородова… взмыв вверх, долго рассыпала яркие, многоцветные, как бы неохотно гаснущие искры». Он уехал из России уже состоявшимся архитектором и довольно быстро нашел свою творческую нишу, а затем, поселившись в любимой Италии в 1934 году, — снискал славу.

Вот лишь несколько значимых вех эмигрантского периода в творчестве Белобородова: он принял участие в декорировании лондонского «Альберт-холла» (1920), выставлялся на парижском «Осеннем салоне» (1921, 1923, 1924), а еще — в Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930) и Берлине (1930); взялся за реконструкцию и оформление интерьеров разрушенного в Первую мировую войну замка Коленкур (Chateau de Caulaincourt) в департаменте Эна (1932–1934); в разные годы с архитектурными заказами к нему обращались Дени де Ружемон, графиня Е.П. Шувалова, князь Ф.Ф. Юсупов, хозяева Hotel van Hoekolom. Обосновавшись в Италии, Белобородов провел серию персональных выставок в Риме (1934–1949), Милане (1934), Гааге (1939) и Неаполе (1955), а его графические работы были приобретены Музеем истории Рима (Museo di Roma). После войны, в 1948–1950 годах, для писателя Мориса Сандоза (Sandoz; 1892–1958) Белобородов создал, по определению Д.В. Иванова, «одно из самых лучших своих архитектурных произведений», — дворец в ренессансном стиле в парке на малом Авентинском холме, став, таким образом, первым и пока единственным русским архитектором, который удостоился чести строить в историческом центре Вечного города.

Как зодчий и график Белобородов был высоко оценен европейской и русской эмигрантской критикой, о нем писали Поль Валери, Уго Ойетти, Анри де Ренье, Коррадо Альваро, Жан-Луи Водуайе, Альберто Неппи, Джорджо де Кирико, Александр Бенуа, кн. Сергей Волконский, Сергей Маковский и др. Интерес к его творчеству западных славистов отражен в ряде основательных исследований и публикаций, а выход в 2018 году роскошного иллюстрированного издания (Neipperg, Eugénie von. André Beloborodoff, architecte, peintre, scénographe. Paris: Éditions Norma, 2018. 336 р.) подвел знаменательную черту в истории изучения творчества Белобородова за рубежом.

В России, где хранится часть архива Андрея Белобородова (ГРМ), возвращение его имени и наследия ограничивается форматом кратких энциклопедических справок, небольших публикаций и исследовательских статей. До сих пор на родине художника не предпринимались выставочные проекты, ждет своего часа и публикация мемуаров художника, написанных в 1950-е, на склоне лет.

«Рим Андрея Белобородова» — первая ретроспективная выставка нашего выдающегося соотечественника на его исторической родине. Графическое наследие Белобородова, посвященное образам Италии (виды Рима и его окрестностей, Венеции, Вероны, Виченцы, Флоренции, Сиены, Амальфитанского побережья, Сицилии и т. д.), — огромно и насчитывает около 400 работ. Но именно образ Вечного города послужил основным сюжетом для выставки в Доме русского зарубежья. Рим Белобородова многолик и многомерен. Урбанистическая графика русского палладианца чутко передает метафизический ландшафт итальянской столицы. И вместе с тем образ России присутствует в эмигрантских работах художника, словно прорастает сквозь контуры итальянских городов. «Магическое» наслоение поэтики городских пейзажей — Вечного города и Северной столицы Российской империи — отметили еще современники художника. Именно этой многомерной метафизике Рима Андрея Белобородова и посвящена предлагаемая выставка.

На выставке представлены «итальянские» графические циклы А.Я. Белобородова разных лет, а также графика раннего дореволюционного периода, уникальные издания, архивные материалы и фотодокументы.

Выставка подготовлена при поддержке Департамента культуры города Москвы совместно с Исследовательским центром Вячеслава Иванова в Риме на основе материалов Центра, а также личного собрания Александра Соболева (Москва).

Кураторы проекта: Мария Васильева (Москва), Андрей Шишкин (Рим)

Художник: Елена Потапова

Ознакомиться с выставкой можно в зале 409, фойе 4-го этажа основного здания ДРЗ в часы работы музея.

Возрастное ограничение: 6+

Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

www.museum.ru/N81346
Ваше мнение »»

»»Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес:город Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд:Ст. м. "Таганская" (кольцевая)
Телефоны:(495) 137-83-87, 137-83-84 (экс. отдел)
URL:domrz.ru/
EMail:info@domrz.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru