МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Олег Целков. Я не здешний, я чужой

c 10 сентября по 15 ноября 2021Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой» памяти Олега Целкова — классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления.

«Я не здешний, я чужой», — говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели — делать картины, которые до него «не писал ни один художник».

Олег Целков родился в 1934 году в Подмосковье. В 1949 году без подготовки поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова — альма-матер целой плеяды будущих звезд неофициального искусства, среди которых Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский. По воспоминаниям Целкова, его пытались выгнать из школы каждый год — уже тогда работы юного художника резко осуждали за несоответствие соцреалистическим канонам.

В 1953 году он чудом закончил МСХШ, однако поступить в Суриковский институт ему не дали. Целков уехал в Минск, учился в Белорусском театрально-художественном институте, откуда в 1954 году его исключили «за формализм», а в 1955-ом он был отчислен с первого курса Ленинградской Академии художеств. Высшее образование Целкову удалось получить только в 1958 году — он закончил Ленинградский государственный театральный институт, получив специальность художника-технолога сцены. Впрочем, сам себя он считал художником-самоучкой, подчеркивая, что его живописная система формировалась за пределами учебных заведений. Илья Кабаков, хорошо знавший художника, писал о нем в «Записках о неофициальной жизни в Москве»: «Олег Целков — гений, который не нуждается как бы ни в каком прошлом, который как бы родил самого себя».

Свои ранние работы Целков создавал под впечатлением от живописи объединения «Бубновый валет», тайком увиденной в запасниках Третьяковской галереи и Русского музея. Несмотря на хрущевскую «оттепель» и относительное ослабление цензуры, его картины практически не участвовали в официальных выставках и ядовито критиковались функционерами от искусства. Тем не менее уже к концу 1950-х годов Целков стал одним из самых популярных художников в интеллектуальных кругах сначала Ленинграда, а затем и Москвы, куда он переехал в 1961 году. В Тушино, где жил и работал художник, к нему «на просмотры» приезжали выдающиеся писатели и поэты Артур Миллер, Луи Арагон, Анна Ахматова, художники Давид Сикейрос и Ренато Гуттузо, великий коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, ставший одним из первых его покупателей.

Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно „стянул“ с лица лицо „по образу и подобию“ и увидел — ЛИЦО». «Потрясению моему не было предела, — рассказывал Целков. — Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… Я сразу же — сразу! — понял, что мне указана моя дорога». Так родилось «невиданное доселе племя» — «целковиты» или «целковики» — гомункулообразные персонажи-маски, в равной степени отсылающие к архаическому искусству, традициям буффонады, экспрессионистским и сюрреалистическим мотивам.

Этот мощный пластический образ Целков развивал на протяжении всей жизни — его персонажи обретали тела, росли и множились, а их интерпретации менялись в соответствии с веяниями времени. В «мордах» Целкова, написанных едкими анилиновыми цветами, видели то пародию на тоталитарное общество, безликого «советского человека» или — шире — на «массового человека», о котором еще в 1930 году писал философ Хосе Ортега-и-Гассет, то универсальную метафору трагикомедии человеческого бытия. Сам художник отмечал диалектический характер своего героя: «Он одновременно является гуманистом и антигуманистом, и в нем нельзя разделить эти два начала».

В 1965 году в Институте атомной энергии имени И. В. Курчатова прошла первая персональная выставка Целкова, устроенная студентами-физиками — она простояла два дня, затем ее потребовали закрыть. Выставка, организованная в 1970 году в московском Центральном доме архитекторов, и вовсе простояла около 15 минут. На следующий день Целкова исключили из Союза художников, фактически лишив возможности участвовать в выставках и получать заказы (восстановиться помогло только заступничество близкого друга — известного поэта Евгения Евтушенко).

«Немножко чужой повсюду» Целков держался особняком и в кругу художников-нонконформистов. Он не входил ни в одну из художественных группировок, стихийно формировавшихся в 1960-е годы. В 1974 году принципиально отказался участвовать в печально известной «Бульдозерной выставке», организованной неофициальными художниками на пустыре в Беляево и варварски уничтоженной сотрудниками силовых органов с помощью поливальных машин. «С моей очки зрения, диссиденты, что-то доказывая, тем самым уравнивают себя с властью, — говорил Целков. — Я с ними не игрок».

В 1977 году под давлением властей художник покинул родину и уехал в Париж. Прожив во Франции более 40 лет, он так и не принял французское гражданство, оставаясь апатридом с «нансеновским» паспортом (российское гражданство он получил только в 2015 году). По словам Целкова, за границей он по-прежнему плохо вписывался в художественные процессы, однако его узнаваемый и самобытный стиль привлек внимание галеристов и коллекционеров, что сделало его одним из самых дорогостоящих российских художников.

Биография Целкова сопряжена с многочисленными легендами, анекдотами и байками, часть из которых увековечена в русской литературе — так, в книге «Соло на ундервуде» Сергей Довлатов в красках описывает, как Целков продавал картину Артуру Миллеру. Неиссякаемая витальная энергия художника питала его персональную мифологию и позволяла ему работать каждый день с утра до вечера в течение долгих лет. Потеряв зрение и возможность писать, Олег Целков ушел из жизни.

Работы Целкова находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитажа, Русского музея, Музея Стеделейк (Амстердам), Музее Циммерли при Ратгерском университете (Нью-Джерси, США), а также в многочисленных частных собраниях Великобритании, Франции, США и России.

На выставке в МАММ будет показан фильм Tselkov Walk («Путь Целкова») французского режиссера Николя Идиро, в основу которого легло эссе лауреата Гонкуровской премии Эмманюэля Каррера. В кинозале музея 25 сентября, 16 октября и 20 ноября в 17:00 пройдут показы документального фильма «Я не здешний, я чужой» (режиссер: Александр Шаталов) о жизни и творчестве художника.

Музей выражает огромную благодарность Игорю Цуканову за помощь в организации выставки, а также благодарит Музей AZ и лично Наталью Опалеву, аукцион VLADEY, Ирину и Сергея Лукиновых за предоставление работ, Игоря Пальмина и Владимира Сычева за предоставление фотографий для выставки.

Музей выражает благодарность Фонду Андрея Чеглакова за предоставление фильма «Олег Целков. Я не здешний, я чужой» для демонстрации в рамках выставки.

Куратор: Мария Лаврова

10.09 - 15.11.2021

www.museum.ru/N78474
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru