МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Объявлен старт проекта «Золото Трои» по изучению коллекции Г. Шлимана в ГМИИ им. А.С. Пушкина

30 июня 2021Москва
"Золото Трои". Научно-исследовательский проект по изучению коллекции Генриха Шлимана в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Период проведения: июнь - декабрь 2021

Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 12)

Руководители проекта: Владимир Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина; Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ГМИИ им. А.С. Пушкина приступает к реализации научно-исследовательского проекта по изучению группы предметов из всемирно известной троянской коллекции Генриха Шлимана. На первом этапе проекта будут изучены 65 ювелирных изделий из всех хранящихся в музее 13 кладов. За ходом исследования можно будет следить на сайте museumconservation.ru.

Коллекцию из 259 предметов, хранящуюся и экспонируемую в ГМИИ им. А.С. Пушкина, составляют предметы из 13 кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1873, а также в 1878-1890 годах. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т.д. Из 19 кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из 13 - преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня.

Исследовательский проект Пушкинского музея является научным событием мирового масштаба. Первый этап будет состоять из макросъемки и изучения состава металлов на специальном приборе. Предметы из троянской коллекции существуют либо в единственном экземпляре, либо имеют небольшое количество аналогий. Они еще никогда не исследовались современными научными методами. Сегодня начинается абсолютно новый этап в истории этой уникальной коллекции. Все этапы работы будут сопровождаться видеосъемкой, на основе которой будет выпущена серия мини-фильмов с комментариями экспертов.

Подготовительный этап. Макросъемка.

До конца июля будет проведена макросъемка всех отобранных для исследования вещей с использованием цифровых микроскопов высокого разрешения. Одна из задач этапа - изучение особенностей поверхности каждого предмета. Технико-технологические исследования позволят узнать, какие приемы использовались древними ювелирами-торевтами, уточнить историю бытования археологических находок и ответить на целый ряд других вопросов. Среди исследуемых предметов - малая диадема. Она состоит из множества мелких и мельчайших деталей и принадлежит к одному из сохранившихся до наших дней уникальных памятников эпохи ранней бронзы. Уже на этой стадии работы исследователи смогут понять, как диадема использовалась - украшала ли она стоявшую в святилище деревянную скульптуру-ксоан, служила элементом погребального инвентаря или венчала представительницу элиты в качестве статусного головного убора.

Основной этап. Изучение состава металлов.

В сентябре специалисты музея планируют приступить к изучению состава металлов с помощью аналитического оборудования, в том числе рентгенофлуоресцентного спектрометра. Одной из исходных предпосылок служит предположение, что золото, из которого выполнены исследуемые древние предметы, не подвергалось многократным переплавкам. Это позволит с достаточно высокой степенью достоверности установить источники получения металла. География месторождений золота для данного периода известна и зафиксирована в базах данных благодаря исследованиям зарубежных ученых. Большинство изделий и украшений из троянской коллекции Шлимана дошли до нас в единственном экземпляре. Этот факт, неоднократно отмеченный специалистами, представляет поселение на холме Гиссарлык, соответствующее археологическому слою Трои II, как своеобразный, уникальный очаг культуры, существовавший между 2400-2200 годами до н. э. на пересечении древних торговых путей между Анатолией и материковой Грецией, островами Эгейского бассейна и Причерноморьем.

Следует отметить, что часть предметов из клада А, ошибочно названного Шлиманом "Сокровище Приама", хранится в Археологическом музее в Стамбуле. Несколько десятков изделий из золота были украдены рабочими во время раскопок Шлимана 1873 года, конфискованы полицией и позднее переданы в музей. Эти предметы уже прошли исследование на состав металлов. Исследование проведено под руководством профессора Университета имени Эберхарда и Карла (Тюбинген, Германия) Эрнста Пернички, который сформировал соответствующую базу данных. Еще одна коллекция драгоценных предметов из Троады, близкая по составу троянской коллекции Шлимана, хранящаяся в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии (США), также анализировалась профессором Перничкой. Исследование специалистов Пушкинского музея предполагает значительно расширить и дополнить этот уникальный массив научной информации.

По завершении сбора данных о составе троянского золота научно-исследовательская группа проекта приступит к подготовке второго этапа работ. На основе полученных результатов планируется проведение сравнительного анализа троянских предметов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и указанных выше зарубежных коллекций. Предполагается, что на этом этапе к участию в исследовательском проекте будет приглашен профессор Перничка, а также специалисты из берлинского Музея доисторического периода и ранней истории. В проекте примут участие специалисты ведущих исследовательских и реставрационных лабораторий, а также инжиниринговых предприятий Москвы.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Музей - это не только место, где показывают художественные произведения и рассказывают о них, но где, прежде всего, их хранят и изучают. Пройдет немного времени, и, несмотря на эпоху цифровизации, мы убедимся, насколько ценна уникальность общения с подлинным, которую предоставляет музей. И для того, чтобы эта возможность сохранялась, те вещи, которые мы храним и приумножаем в нашей коллекции, должны не просто быть в отличном состоянии, но они еще должны быть исследованы. Мы имеем дело с объектами искусства, о которых знаем не так много, как хотелось бы. Сегодня мы открываем интересную страницу и приступаем к крайне значимому изучению великой коллекции Генриха Шлимана. Мне это исследование кажется невероятно захватывающим, так как пока никто не знает, что откроется нам в результате. Мы заинтересованы в том, чтобы уникальные памятники мировой культуры были изучены, при необходимости отреставрированы, хранились и экспонировались должным образом и принадлежали человечеству".

Историческая справка

В 1945 году по решению Советской контрольной комиссии - единственного легитимного органа власти после подписания акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, многие памятники искусства из германских музеев были вывезены в СССР в качестве частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистами в период временной оккупации советских территорий. В их числе была и троянская коллекция Генриха Шлимана, часть которой, а именно 260 единиц хранения - наиболее ценные экспонаты из золота, электра, серебра, горного хрусталя и камня, - были переданы на хранение в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а 414 предметов, главным образом из бронзы и керамики, направлены в Государственный Эрмитаж. С 1949 года все эти древности хранились без права их публикации и экспонирования, поскольку по решению руководства СССР были отнесены к особому фонду.

Первоначально троянская коллекция экспонировалась в Берлине в Музее народоведения, а с 1922 года - в Музее доисторического периода и ранней истории. Однако в январе 1941 года, в ходе развязанной нацистской Германией Второй Мировой войной, троянские клады, вместе с другими наиболее ценными произведениями искусства из берлинских музеев, причисленных к категории "невосполнимых", специальным распоряжением были помещены в депозитарий Прусского государственного банка. Позднее, в ноябре 1941 года, из-за угрозы английских бомбардировок, уникальные троянские древности перевели в бетонированный бункер противозенитной батареи, сооруженной близ берлинского зоопарка (Flakturm am Zoo). Здесь в апреле 1945 года Троянская коллекция и была передана находившимся при ней директором Музея доисторического периода и ранней истории Вильгельмом Унферцагтом офицеру Советской Армии.

С 1941 по 1995 год троянская коллекция Шлимана оставалась недоступной как для ученых, так и для широкой общественности. Более того, она считалась навсегда утраченной. Миф о "Золоте Приама" обрастал все новыми легендами и домыслами, когда в декабре 1994 - январе 1995 года ряд авторитетных специалистов-экспертов в области изучения культур эпохи бронзы из Германии, США, Англии, Турции и Греции впервые получили возможность детально ознакомиться с хранящейся в Пушкинском музее коллекцией Шлимана. Они единодушно подтвердили ее подлинность и прекрасную сохранность. Открытие выставки "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана", состоявшееся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 15 апреля 1996 года, позволило увидеть эти сокровища сотням тысяч людей из разных стран мира.

www.museum.ru/N78057
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, другие, для профессионалов


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru