МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Подражая древним образцам" в Музее истории религии

c 12 февраля по 1 июняСанкт-Петербург
В Государственном музее истории религии открылась выставка, посвященная неовизайнтийскому стилю, ставшему чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX – начала XX века. На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви свв. равноапостольных императора Константина и царицы Елены при Дворцовом госпитале и Федоровского Государева собора.

Неовизантийский (или русско-византийский) стиль – направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Стремящийся к воспроизведению духа и формы стилей прошлого историзм необычайно быстро вошел в моду и захватил умы архитекторов по всей Европе. Широкое международное распространение получили «нео-стили»: необарокко, неоготика, неомавританский и неороманскаий стили, неогрек, и, конечно, неовизантийский стиль.

Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле, начали появляться еще в первой половине XIX века, а его основоположником многие исследователи считают Константина Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Постепенно неовизантийский стиль распространился на всю империю. Среди его классических образцов можно назвать Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, Собор Александра Невского в Тбилиси (Тифлисе), Казанский собор в Оренбурге и многие другие. Русские архитекторы обращаются не только к привычным образцам московской и ярославской архитектуры XVII века, но и к более ранним образцам новгородского и псковского зодчества, к образцам раннего византийского искусства. Этому способствовал и общий подъем интереса к древней архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привела к изменению представлений о русской иконописи. Церковные художники начинали отходить от академизма и работать в новой манере, органично вплетая в новые формы элементы древней традиции. Мощнейшими выразителями нового этапа в развитии церковной живописи стали работы членов неформального «абрамцевского кружка» - Василия Васнецова и Михаила Нестерова. Аналогичные изменения затронули и наиболее консервативную сферу – церковное декоративно-прикладное искусство. Одним из идеологов нового стиля здесь стал Сергей Иванович Вашков, работавший в московской фирме по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья».

Первый раздел выставки представляет предметы, выполненные в стиле, навеянном образами базилик первых веков христианства (IV – VI вв.). Элементы, характерные для раннего периода в развитии христианского искусства – различные акронимы имени Иисуса Христа, изображения рыб, пальмовых ветвей, якорей и т.д. – становятся мотивами, использующимися повсеместно при строительстве и оформлении храмов. Одним из таких храмов стала Пещерная церковь свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены при Царкосельском Дворцовом госпитале.

Пещерная церковь появилась в результате перестройки, необходимой для расширения Госпитальной церкви. Перестройка была поручена архитектору Сильвио Данини, который представил свой проект в 1909 году. Убранство Пещерной церкви должно было отсылать к ранним памятникам христианского искусства, к церквям Равенны, Торчелло и римских катакомб. Эскизы утвари были заказаны художнику С.И. Вашкову и выполнялись фирмой «П.И. Оловянишникова сыновья» в Москве, часть утвари отливали в литейной мастерской В.З. Гаврилова в Санкт-Петербурге, мраморную резьбу для храма исполнили П.Н. Чирков и Н.И. Егоров по рисункам Данини. На выставке посетители увидят некоторые предметы убранства церкви: напольные светильники, хоругви, лампады в виде рыб и цветов лилии, литургическую утварь. Впервые будут экспонироваться иконы из Пещерной церкви с изображениями св. Варвары, св. царицы Александры и свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, написанные в мастерской Н.С. Емельянова. Для храма, чье убранство должно было быть выполнено в стиле раннехристианских базилик, золотой фон икон был выполнен «под мозаику» (в подражание мозаикам Равенны).

Второй раздел выставки представляет «русскую составляющую» русско-византийского стиля. Подготовка к празднованию 300-летия династии Романовых привела к тому, что во многих частях империи, и, в особенности, в столице, сооружаются храмы, ориентирующиеся на образцы русского искусства XVI - XVII вв. Одним из таких храмов был Федоровский Государев собор в Царском селе. Собор был задуман как полковая церковь для Сводного пехотного полка и Собственного императорского конвоя, он был заложен в 1909 году, в 1912 году освящен, а к 1913 были окончены все строительные работы. Собор, построенный по проекту архитектора В.А. Покровского, состоял из двух церквей – Верхнего храма, освященного во имя Федоровской иконы Божией матери, и Нижнего, Пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Над устройством и убранством Нижнего храма работал помощник Покровского, архитектор В.Н. Максимов. В отличие от Верхнего храма, полная отделка которого, к сожалению, не была завершена к 1917 году, Нижний Пещерный храм был полностью обустроен. Среди чудом сохранившихся подлинных предметов из убранства храмов, в первую очередь, стоит назвать украшенную басменным окладом икону «Моление Серафима Саровского на камне» из Нижнего храма, а также двухстороннюю хоругвь с изображениями Св. Ветхозаветной Троицы и Сергия Радонежского из бокового придела Верхнего храма. Дополняют выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для фабрики Овчинникова.

www.museum.ru/N76998
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:www.gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 06.03.2021
 x    ?  

Открыт прием заявок на премию «Инновация-2021»

Онлайн-курс "Школа цифрового развития музеев"

Мультимедиа Арт Музей, Москва стал «Музеем года» 9-й ярмарки современного искусства Cosmoscow

Повышение квалификации для специалистов в области выставочных проектов и зрелищных мероприятий

Третья молодежная конференция направления «Пушкинский.Youth»

К 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Научный конгресс «Некрасов в XXI веке»

Научная конференция «Николай I и его эпоха»

Проект энциклопедии "Литературные музеи России" обсудят на конференции СПбГУ

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в г. Новокузнецке

Конференция "Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры"

Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Журнал «Вопросы музеологии» приглашает к сотрудничеству новых авторов

План стажировок в Музее современной истории России в 2021 году

Семинар «Интерактивные ключи к культурному наследию в музейных экспозициях»

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее на 2021 год

"Школа музейного лидерства" приглашает к участию в семинарах

III Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Определены сроки и порядок проведения мероприятий

Конференция "Русский Север-2021. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия", г. Тотьма

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru