МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Мини-выставка «Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов»

c 2 по 28 февраля 2021Москва
2 февраля в Российском этнографическом музее открылась мини-выставка «Декор из стекла в традиционном костюме народов Балтийского и Баренцева регионов»

Бисер, стеклярус, бусины, стразы, пуговицы, булавки относятся к числу наиболее распространенных материалов, использовавшихся для декорирования традиционного костюма у балтских и прибалтийско-финских народов в XVIII – начале XX в. Техника работы с изделиями из стекла была разнообразна: вышивка, низание, плетение, пришивание, вязание крючком и на спицах. У каждого из этносов на протяжении столетий были выработаны свои технологические приемы украшения одежды и цветовая гамма декора.

Среди народов Балтийского региона декорирование одежды изделиями из стекла получило наибольшее распространение у латышей. Особенно богатый декор характерен для девичьих свадебных/праздничных венков и головных лент (Руцава, Видземе). При украшении венков использовали округлый бисер из глухого и прозрачного стекла разных размеров и стеклярус. Помимо девичьих головных уборов в латышском костюме к декору прибегали при украшении плечевой и поясной одежды, женских вязаных и тюлевых чепцов, мужских шляп, нарукавников. При работе с бисером применялись разные техники: низание, шитье вприкреп, шитье по канве и вязание крючком.

У литовцев декор из стекла не получил значительного распространения; в традиционном костюме встречались воротники, сплетенные из мелкого бисера молочного цвета, девичьи головные уборы – ленты сплетенные из округлого прозрачного бисера. В историко-этнографической области Дзукия небольшим количеством бисера украшали края женских тюлевых и вязаных чепцов. Также в состав женского костюма литовцев (Жемайтия, Дзукия) в конце XIX – начале XX в. входили вязаные нарукавники, украшенные геометрическим орнаментом из бисера.

Свою специфику имел декор из стекла и на территории проживания эстонцев, особенно в Cеверной и Южной Эстонии и на островах Балтийского моря. Только на севере, в Мульгимаа, были распространены девичьи головные ленты, концы которых украшали бисером. В северной Эстонии и на о-ве Муху бисером в конце XVIII – начале XIX в. расшивали подолы юбок. Вышивка бисером применялась и для украшения передника, который невеста надевала во время свадьбы. Стеклярус, бисер, булавки со стеклянными головками входили и в состав декора свадебных женских чепцов на о-ве Муху.

В Южной Эстонии (Вильяндимаа) стеклярус в небольшом количестве использовался для декорирования наплечных покрывал. Металлическим бисером граненой или округлой формы украшали очелья головных повязок из ткани. В состав женского костюма Западной Эстонии и островов входили пояса со съемными карманами, расшитыми бисером (геометрический и растительный орнаменты).

В XVIII–XIX вв. декор из стекла получил широкое распространение у води и ижор. Бисером и стеклярусом украшали женские и девичьи головные уборы, височные и шейные украшения, поясные подвески, пояса. Мастерицам были известны различные техники работы с бисером: плетение, низание, вязание крючком, шитье вприкреп. В конце XVIII – начале XIX в. при украшении некоторых предметов женского костюма ижор и води стали использовать в основном рубленый бисер Это были тонкие короткие граненые трубочки с острыми краями, окрашенные в серебристый, золотистый или зеленый цвет. Декор с включением этих материалов встречался на концах головных лент, к которым крепились старинные металлические височные кольца В небольшом количестве бисер и стеклярус применялся для украшения женских головных уборов «сорока» (позатыльни).

У финнов, проживавших в Выборгской и Санкт-Петербургской губ. декорирование предметов одежды бисером, стеклярусом и бусинами встречалось не повсеместно. В основном эти материалы использовались в более раннее время для украшения свадебных «корон». Во второй половине XIX столетия декор из стекла встречался только на девичьих головных венках в ближайших к Санкт-Петербургу приходах, а также на женских вязаных головных уборах (Выборгская губ.).

В традиционном костюме карел декор из стекла был наиболее характерен для женских головных уборов. Деревенские мастерицы знали разные приемы работы с бисером, стеклярусом, бусинами и стразами. В Северной Карелии с конца XVIII в. занимались шитьем бисером по веревочному контуру, именуемым «саженье по бели». У карел, проживавших в Тверской губ., декор из бисера и стекляруса был типичен для праздничных старинных женских кокошников. На сороках золотоломках декор из бисера состоял из височных украшений и позатыльня. При декорировании поднизей использовали бисер, бусины, стразы и пуговицы.

Использование декора из стекла зафиксировано и у вепсов. Однако этот материал не нашел широкого применения в народном костюме. В конце XIX в. бисер и стеклярус изредка использовали при изготовлении нарукавников к женским праздничным рубахам. Также небольшим количеством бисера, стекляруса и пуговицами украшали свадебные головные уборы «красота» и женские головные уборы с твердым очельем типа кокошника.

В культуре саамов второй половины XIX в. бисер, бусины и пуговицы были практически основным материалом для украшения традиционной одежды. Декор из стекла встречался на женских, мужских и детских головных уборах, на плечевой одежде, на женских поясах и обуви. В бисерном шитье саамы применяли технику низания и шитья вприкреп. Сначала бисерины нанизывались на нити, изготовленные из сухожилий оленя, которые затем выкладывалась по узору и прикреплялись к основе поперечными стежками через одну бисерину.

На мини-выставке демонстрируются предметы костюма, на которых представлены разные виды декора из стекла, использовавшиеся при украшении традиционной одежды: бисер из прозрачного и глухого стекла, разные виды стекляруса, бусины, пуговицы и булавки со стеклянными головками, изготовленные во второй половине XVIII – первой трети XIX в.

Автор концепции – Л.В. Королькова, н.с. отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики

Художник – Д.К. Маевский

www.museum.ru/N76925
Ваше мнение »»

»»Российский этнографический музей
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор" и "Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5421(экс. бюро)
URL:ethnomuseum.ru/
EMail:contact@ethnomuseum.ru, excursions@ethnomuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru