МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Маримонт- ученик Машкова. Выставка в выставке

c 20 января по 15 мартаВолгоградская область
В пространстве интерактивной экспозиции «Мастерская Машкова» Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова впервые будут представлены два живописных произведения Иосифа Маримонта- одного из учеников И.И. Машкова, недавно переданные в дар музею наследниками художника. Сегодня имя Иосифа Борисовича Маримонта (1912-1992) оказалось практически забытым, в то время как сам Машков высоко ценил его талант. Известно, что последние 17 лет жизни Машкова Маримонт оставался, пожалуй, самым преданным его учеником, входил в его ближний круг. Маримонт учился у Машкова на курсах АХР в 1928-1930 гг. и оставался его последователем на протяжении всей жизни.

Имя И.Б. Маримонта значимо для музея. В 1976 году он приезжал на открытие первой выставки Машкова в Волгограде, которая состоялась в музее. Однако тогда не удалось пополнить коллекцию его произведениями. О нем, как своем ближайшем помощнике писал Машков, рассказывая о строительстве города социалистической культуры в его родной станице Михайловской, которая сегодня относится к Урюпинскому району Волгоградской области.

Начиная с 1930 года на протяжении семи лет 20-летний И.Б. Маримонт, практически постоянно жил в наших краях, руководил изо-студией, помогал учителю в строительстве Дома Социалистической культуры. Именно там и были написаны портреты «Передовая колхозница» и «Михайловский казак», впервые сейчас представляемые нашему зрителю. Они, а также пейзажи и натюрморты Маримонта, экспонировались на выставках, которые художники организовывали в 1930-е гг. в станице. Сегодня они впервые с того времени экспонируются рядом с михайловскими произведениями Машкова, в том числе со знаменитыми «Колхозницей с тыквами» и «Пионеркой с горном».

Работы И.Б. Маримонта обнаруживают стремление максимально приблизиться к манере учителя. От наставника Маримонт унаследовал увлечение материальной природой, способность передавать перепадами цвета и тона жизнь натуры, ее праздничный характер. Но в живописи Маримонта нет энергичной смелости письма, его кисть более медлительна и осторожна. Его работы более гармоничны, ориентированы на достоверность передачи пейзажа, облика станичников.

Экспозиция дополняется фотографиями, документами из личного архива И.Б. Маримонта. Выставка не только знакомит с новым именем, но вновь нас обращает к напряженной и драматичной странице жизни Машкова, связанной с попытками преобразить жизнь и человека средствами искусства. Маримонта можно назвать соавтором удивительного утопического проекта Машкова, призванного преодолеть разруху и бескультурье периода коллективизации в отдельно взятой станице. Вместе Машков и Маримонт разрабатывали проекты реконструкции здания закрытой Сретенской церкви, где разместился Дом социалистической культуры, работали над декорациями его интерьера, изготавливали оборудование, плакаты и лозунги, вел занятия в студиях. Именно Маримонт занимался созданием огромного панно, украшенного звездой и плодами, которое было установлено под куполом храма. Он вместе со студийцами проводил субботники по благоустройству хутора и ДСК. По просьбе Машкова Иосиф писал ему подробные письма о делах ДСК. Можно предополагать, что фотографии Машкова в Михайловской были сделаны рукой Маримонта. В 1931 г. невиданный очаг культуры был открыт. Здание церкви было переоборудовано, там разместились театр, студии, оркестры, кино, мастерские- все это было совершенно новым для колхозников. Необходимо отметить, что именно благодаря этому было сохранено здание Сретенской церкви, памятник архитектуры XVIII в., сегодня вновь ставший действующим храмом.

Выставка позволяет рассказать об уникальной системе преподавания Машкова, который на протяжении всей жизни был окружен учениками. Среди его многочисленных учеников были такие известные художники, как А. Лабас, Р. Фальк, Г. Рублев, А. Осмеркин и др. В основе школы Машкова лежали культ ремесла живописи, благоговейное отношение к искусству, романтическая идея служения ему. Работая в студии, наставник писал и рисовал вместе с учениками. Машкову виделась наиболее продуктивной система обучения, подобная ренессансным мастерским. В этом случае мастер и подмастерья живут общей творческой жизнью, выполняют общую работу, ученик помогает учителю и на практике осваивает творческие и жизненные принципы художника. Обучение живописи Машков не отделял от воспитательных аспектов. Известный плакат, написанный машковской рукой, перечисляя требования к ученикам, включал такие качества, как трудолюбие и веру в учителя. Ими был щедро наделен Иосиф Маримонт, воплощая представления об идеальном подмастерье, помощнике и распространяя эту практику и за пределы мастерской. Видимо, Машков ценил именно преданность ученика, которая была проверена испытаниями.

После отъезда из Михайловской И.Б. Маримонт, как и сам И.И. Машков, поселились на машковской даче в Абрамцево. Иосиф Борисович помогал учителю в работе над монументальными живописными полотнами для оформления гостиницы «Москва», над которыми Машков трудился, начиная с 1935 г. С началом войны он вместе с Машковым работал в военных госпиталях, рисуя портреты врачей и раненых и устраивая там же выставки.

Профессиональная судьба Маримонта после смерти учителя в 1944 г. складывалась непросто. Видимо мешало то, что его за плечами было всего два курса учебы. Еще до войны он стал членом Профсоюза художников, начал участвовать в выставках, но в Союз художников так и не вступил. Он жил очень скромно, казалось, не стремясь к известности. Маримонт выполнял работы для пароходства, рисовал портреты вождей, занимался оформительской работой. В 1950-1960-е гг. И.Б. Маримонт много работал в Поленово, в доме отдыха Большого театра, писал портреты артистов и пейзажи. Его творчество отличается неровным характером, он знал успехи и неудачи. Лучше всего ему удавались просветленные, созерцательные цветочные натюрморты и пленэрные пейзажи. На протяжении всей своей творческой жизни И.Б. Маримонт оставался обаянием искусства учителя, продолжая придерживаться его живописных принципов.

Возвращение каждого из забытых имен ценно, оно вносит неповторимую лепту в понимание нашей истории и искусства. Выставка «Маримонт – ученик Машкова» открывает программу юбилейного года Машкова. В июле 2021 г. исполняется 140 лет со дня рождения мастера. К этому юбилею музей Машкова подготовил большую программу, включающую выставки, молодежный проект, интерактивные занятия для детей. Произведения И.Б. Маримонта, переданные в дар ВМИИ, дополнили собрание работ учеников бубнововалетцев, которые также будут представлены в рамках юбилейных мероприятий.

www.museum.ru/N76899
Ваше мнение »»

»»Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
Адрес:Волгоградская область, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 21
Проезд:Скоростной трамвай до ст. "Комсомольская", троллейбусы №№ 8, 12, 2 до ост. "Ул. Порт-Саида"
Телефоны:(8442) 24-16-79; 38-24-44
URL:mashkovmuseum.ru/
EMail:volgmuz_art@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 07.03.2021
 x    ?  

Открыт прием заявок на премию «Инновация-2021»

Онлайн-курс "Школа цифрового развития музеев"

Мультимедиа Арт Музей, Москва стал «Музеем года» 9-й ярмарки современного искусства Cosmoscow

Повышение квалификации для специалистов в области выставочных проектов и зрелищных мероприятий

Третья молодежная конференция направления «Пушкинский.Youth»

К 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Научный конгресс «Некрасов в XXI веке»

Научная конференция «Николай I и его эпоха»

Проект энциклопедии "Литературные музеи России" обсудят на конференции СПбГУ

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в г. Новокузнецке

Конференция "Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры"

Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Журнал «Вопросы музеологии» приглашает к сотрудничеству новых авторов

План стажировок в Музее современной истории России в 2021 году

Семинар «Интерактивные ключи к культурному наследию в музейных экспозициях»

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее на 2021 год

"Школа музейного лидерства" приглашает к участию в семинарах

III Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Определены сроки и порядок проведения мероприятий

Конференция "Русский Север-2021. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия", г. Тотьма

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru