МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия

c 22 января по 14 мартаМосква
Государственная Третьяковская галерея

Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

ГМВЦ "РОСИЗО"

Французский институт при посольстве Франции в России

Выставка "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия"

Состав выставки: более 70 произведений живописи, декоративная ширма с росписью на темы оперы К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", архивные материалы

Кураторская группа: Наталия Александрова, Татьяна Юдкевич (Государственная Третьяковская галерея), Екатерина Усова, Константин Ещеркин (Фонд К. Кузнецова)

Выставка Константина Кузнецова (1863-1936) в Третьяковской галерее - это открытие нового имени для русской публики, первая в России масштабная экспозиция произведений "русского парижанина", единственного из отечественных живописцев, кто органично влился в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Французские критики, оценивая его творчество, называли живописца последним рыцарем импрессионизма.

Константин Кузнецов практически неизвестен в России. Он родился в 1863 году в Нижегородской губернии в семье состоятельного купца, участвовал в делах семейного предприятия, но в 33 года решил, что станет художником. В 1896-м он уехал в Париж и на родину больше не вернулся, хотя до конца жизни не менял гражданства. Кузнецов учился в студии французского академика Фернана Кормона. Как и другие ученики профессора - Виктор Борисов-Мусатов, Николай Рерих, Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог, Константин Кузнецов прошел в студии Кормона основательную школу академического рисунка, которая заложила фундамент для его дальнейших живописных опытов.

В Париже Константин Кузнецов стал постоянным участником знаменитых выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись в России и за рубежом в экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Живописец добился широкого признания. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях музея Орсе и музея Карнавале в Париже, музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлёре, Музея изящных искусств Кемпера, Муниципальном музее Гааги, Государственного Русского музея.

Ретроспективу Кузнецова в Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Несколько лет назад российские специалисты проводили архивные и искусствоведческие исследования и познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое в настоящее время представлено на выставке в Третьяковской галерее. Отечественные зрители впервые увидят картины Кузнецова, ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.

В названии выставки "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия" обозначены три главных региона, где работал художник. Разделы экспозиции организованы по географическому и хронологическому принципам: "Раннее творчество. Конкарно", "Парижские пригороды", "Бретань и Нормандия", "Париж", "Семья. История наследия". Отдельный зал посвящен работе Кузнецова на острове Бель-Иль. Это уникальное место во Франции, куда приезжали и где творили Клод Моне, Анри Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин Кузнецов - единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле. Он побывал здесь дважды: в 1913-м, еще молодым художником, и в 1923-м, когда уже стал зрелым мастером. Во время второго визита на Бель-Иль Кузнецов почувствовал в себе силы замахнуться на сюжет "Скалы Порт-Котона", известный по творчеству Клода Моне. Однако в своей картине он расставляет акценты по-иному, со свободой мастера XX века и присущей ему эмоциональностью.

В разделе "Семья. История наследия" зрителю предложен рассказ о семье Константина Кузнецова, о тех, кто сыграл важную роль в сохранении наследия художника. В этой части экспозиции демонстрируется ширма, расписанная Кузнецовым. Она украшала апартаменты художника на бульваре Монпарнас.

Специально к выставке подготовлены фильм о судьбе и творчестве Константина Кузнецова, а также фундаментальное иллюстрированное издание.

Выставка в Третьяковской галерее призвана способствовать возвращению имени художника на страницы истории русского искусства.

***

Историческая справка о Константине Кузнецове

Выходец из богатой нижегородской купеческой семьи, Константин Кузнецов в 1896-м году уехал во Францию. После переезда, в 1900-е, Кузнецов писал в окрестностях Парижа: Ла Сель-Сен-Клу, СенЖермен-ан-Ле, Буа-ле-Руа. В эти годы художник пережил сильное увлечение импрессионизмом, от которого в его творчестве остались пленэризм, спонтанность, чувственность восприятия, стремление к передаче неповторимости момента.

1900-1910-е стали счастливым временем для художника: он обрел свою натуру. Бретань и Нормандия - два географических региона на карте Франции, которые вдохновляли мастера. С 1906 года Кузнецов ездил на пленэр регулярно: Сен-Люнер, Валь-Андре, Пленёф, Биник, Керфани-ле-Пен. В каждом городе художник останавливался на несколько месяцев и работал на натуре. С 1914-го по 1918- й семья безвыездно жила в Валь-Андре. Кузнецов предпочитал работать на северном побережье, которое еще не было облюбовано художниками. Он также ездил в Нормандию: в 1910 году в Этрета, в 1924 году в Пурвиль-сюр-Мер. Влажный климат и особый серебристый свет Бретани и Нормандии были созвучны его видению как импрессиониста, а мощная сила и свобода открытых пространств восхищали Кузнецова. В этот период он выкристаллизовал свой стиль, переработав опыт импрессионизма и современных ему художественных направлений.

С 1902 по 1936 год Константин Кузнецов был постоянным участником парижских выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона, Салона независимых. Помимо этого, он выставлял работы в Руане, Генте, Мюнхене, Питтсбурге. С 1903 до 1909 годы Кузнецов присылал картины на выставки Московского товарищества художников. Его воспринимали в России как европейского мастера: Бенуа в 1905-м именовал его "парижским Кузнецовым", сравнивая его произведения с мастерами группы Дюран-Рюэля, прежде всего с Моне и Сислеем.

Благополучное до 1917 года финансовое положение позволило Кузнецову не думать о продаже своих работ. По свидетельству художника Андре Маршана, он отказал самому Амбруазу Воллару, писал по велению души и исключительно для себя. Это определило важное качество его творчества - внутреннюю свободу. "Очевидно, что в живописи он следует за движениями своей души. Его кисть воплощает его внутреннее видение мира, он выражает импульсы своего сердца, которые возникают от восприятия природы в конкретный час в конкретную погоду", - писал о нем Андре Маршан. Именно благодаря принципиальному отказу от продажи полотна Кузнецова остались после смерти художника в его мастерской и дошли до нас в виде целостной коллекции.

После 1918 года семейные предприятия Кузнецовых в Нижнем Новгороде были конфискованы, связь с родственниками потеряна. Еще в 1914 году Константин Кузнецов пожертвовал остававшиеся у него капиталы на содержание российской армии. После революции он отказался сдать паспорт гражданина Российской империи, предпочел остаться фактически человеком без гражданства. С начала 1920-х годов он был вынужден существенно сократить поездки на пленэр и работал преимущественно в Париже. К изображению города Кузнецов приступил в 59 лет, спустя почти три десятилетия после того, как впервые увидел его. Художник нашел собственное видение Парижа: город на его полотнах кажется вечным, вневременным. Кузнецов исключает детали, которые могли бы указать на конкретность часа дня, сезона, эпоху, освобождает урбанистический пейзаж от жанровых элементов - толпы, пешеходов, автомобилей. Он работает преимущественно на набережных, откуда открываются виды на остров Сите и собор Нотр-Дам, на мосты, перекинутые через реку.

Жизненные перипетии открыли для мастера выразительность драматизма и диссонансов. Со второй половины 1920-х в творчестве Кузнецова все более проявляются экспрессионистические черты. Художник доводит до остроты эмоциональность, выбирает диссонансные цвета, пишет резкими ударами кисти, сгущает настроения тревожности и беспокойства.

Кузнецов скончался в 1936 году и был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. В 1937 году состоялась его посмертная выставка на Осеннем салоне. "Он привнес в импрессионизм, от которого отталкивался, личностную поэзию и превратил свой реализм в мощный лиризм", - написала о нем в этом же году хранитель музея Лувра Мишель Флорисон.

Константин Кузнецов на протяжении всего творческого пути вдохновлялся французским импрессионизмом. Его можно было назвать, как это и делала пресса, последним рыцарем импрессионизма. "Кузнецов - это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма", - писал критик Франсуа Тьебо-Сиссон, известный интервьюер Клода Моне. Художник остался верен направлению до 1936 года, даже в те десятилетия, когда повсеместно распространился модернизм. Кроме того, он учитывал и перерабатывал опыт сезаннизма, символизма, фовизма. Уникальность момента визуального впечатления мастер заменял на уникальность эмоционального переживания. Его живопись отражала феномен того, что сегодня принято называть "здесь и сейчас". Определяющей чертой творческого почерка Кузнецова стала его страстность, корни которой французские критики видели в славянском темпераменте. И хотя источником вдохновения для художника были ландшафты Франции, в его полотнах продолжала жить русская традиция пейзажа. Как истинно русский, Кузнецов любил природу, переживая единение с нею. Он воспевал величие природы с остротой и пронзительностью чувств, которые и сегодня не оставляют зрителя равнодушным.

Выставка открыта с 22 января по 14 марта 2021года

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва Лаврушинский переулок, 12

www.museum.ru/N76887
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 06.03.2021
 x    ?  

Открыт прием заявок на премию «Инновация-2021»

Онлайн-курс "Школа цифрового развития музеев"

Мультимедиа Арт Музей, Москва стал «Музеем года» 9-й ярмарки современного искусства Cosmoscow

Повышение квалификации для специалистов в области выставочных проектов и зрелищных мероприятий

Третья молодежная конференция направления «Пушкинский.Youth»

К 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Научный конгресс «Некрасов в XXI веке»

Научная конференция «Николай I и его эпоха»

Проект энциклопедии "Литературные музеи России" обсудят на конференции СПбГУ

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в г. Новокузнецке

Конференция "Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры"

Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Журнал «Вопросы музеологии» приглашает к сотрудничеству новых авторов

План стажировок в Музее современной истории России в 2021 году

Семинар «Интерактивные ключи к культурному наследию в музейных экспозициях»

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее на 2021 год

"Школа музейного лидерства" приглашает к участию в семинарах

III Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Определены сроки и порядок проведения мероприятий

Конференция "Русский Север-2021. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия", г. Тотьма

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru