МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944

c 27 января по 28 февраля 2021Санкт-Петербург
Ко Дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады

27 января 2021 года в 10.30 в Петропавловской крепости, в выставочных залах Комендантского дома Государственный музей истории Санкт-Петербурга открывает выставку "Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944", которая представляет коллекцию блокадных рисунков ленинградского архитектора и художника Якова Осиповича Рубанчика из собрания музея.

Яков Осипович (Иосифович) Рубанчик родился в Таганроге в 1899 году. В начале 1920-х годов приехал в Петроград. По окончании архитектурного факультета Высшего художественно-технического института в 1928 году получил звание художника-архитектора. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах в Ленинграде, Кронштадте, Москве, Таганроге, Одессе и получил более трех десятков премий. По его проектам возведены жилые и общественные здания в Ленинграде. Совместно с архитекторами А. К. Барутчевым, И. А. Гильтером и И. А. Меерзоном участвовал в разработке проектов и постройке зданий для фабрик-кухонь в различных районах города.

Во время Великой Отечественной войны Рубанчик вместе с семьей остался в осажденном Ленинграде. В первые военные месяцы участвовал в строительстве оборонительных рубежей города, маскировке административных зданий, промышленных, транспортных и военных объектов. Весь период блокады работал в Отделе охраны памятников Управления по делам искусств Ленсовета, занимавшимся организационными и практическими мероприятиями по сохранению архитектурных и скульптурных памятников города. В ноябре 1941 года при непосредственном участии Рубанчика были сняты с постаментов и закопаны в специальных укрытиях знаменитые скульптурные группы Аничкова моста. В это же время архитектор приступил к обмеру зданий Пажеского корпуса (бывший Воронцовский дворец, архитектор Ф. Б. Растрелли) и Мальтийской капеллы (архитектор Дж. Кваренги). Завершена работа была в 1943 году, ее итогом стала серия обмерных чертежей, которые в случае разрушения или повреждения этих памятников архитектуры могли служить основой для их воссоздания.

Как архитектор, принимающий участие в работах по маскировке и укрытию памятников культуры Ленинграда, Рубанчик имел официальное разрешение делать зарисовки. День за днем художник фиксировал жизнь блокадного Ленинграда. Сделанные им с натуры графические листы имеют огромную документальную ценность. В них, острый взгляд художника подметил страшные детали повседневной жизни осажденного города, оставшиеся за кадром широко известной блокадной фото- и кинохроники, о которых мы узнаем только сейчас из недавно открытых и опубликованных дневников и мемуаров. В общей сложности за время блокады Рубанчик создал 330 работ.

С 1944 года Рубанчик работал в мастерской института "Ленпроект", разрабатывал проекты застройки новых районов города: Выборгского, Калининского, Московского.

20 декабря 1948 года архитектор скончался в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть 143 блокадных рисунка художника из серии "Ленинград в дни Отечественной войны. Дневник архитектора-художника Я. О. Рубанчика".

Художник запечатлел работы по укрытию памятников архитектуры и скульптуры, строительство оборонительных сооружений, начало бомбежек и артобстрелов города, первые человеческие жертвы. Голод и холод, наступившие уже поздней осенью 1941 года и повлекшие за собой гибель сотен тысяч горожан. Стойкость и мужество ленинградцев, проявившиеся в их поистине героических усилиях по очистке города от снега, мусора и нечистот весной 1942 года, а затем и в развернувшейся по всему городу массовой огородной компании. Подготовку к операции по снятию блокады Ленинграда. Последний лист серии посвящен малоизвестному факту, он изображает публичную казнь через повешение восьми немецких военнослужащих, состоявшуюся на площади перед кинотеатром "Гигант" 5 января 1946 года.

Рисунки выполнены пером, чернилами, графитными и цветными карандашами. На каждом стоит точная дата создания. Большинство листов сопровождается авторскими подписями, лаконичными, но очень образно и эмоционально комментирующими изображения.

Также в экспозиции демонстрируются листы из серии "Расстрелянный Растрелли": зарисовки разрушенных дворцов в пригородах Ленинграда, которые архитектор выполнил сразу после освобождения города от фашистской блокады.

Вход на выставку - свободный.

***

Церемония открытия выставки пройдет в онлайн-формате. Прямую трансляцию открытия можно будет увидеть 27 января 2021 года в 10.30 на официальной странице Государственного музея истории Санкт-Петербурга: http://www.instagram.com/spbmuseum/. Видеозапись будет опубликована на всех интернет-ресурсах ГМИ СПб.

www.museum.ru/N76870
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Адрес:город Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 3
Проезд:Ст. м. "Горьковская", "Спортивная"
Телефоны:(812) 498-05-11, 230-64-31
URL:spbmuseum.ru
EMail:gmispb@cult.gugov.spb.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru