МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение

c 22 января по 16 маяМосква
В Третьяковской галерее хранится эксклюзивное собрание графики Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Полнота этой коллекции, включающей более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов, позволила сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Первая из них — «Благовещение» — открывает графический цикл «Библейские эскизы», работе над которым художник посвятил последнее десятилетие своей жизни — с конца 1840-х до начала 1858 года.

По замыслу А.А. Иванова, эскизы предназначались для настенных росписей «в особо на то посвященном здании, разумеется, не в церкви». Евангельскую тему — «жизнь и деяния Христа» — должны были окружать ветхозаветные, исторические и мифологические сцены, а также библейские тексты. Композиции росписей складывались в сложную программу — систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.

Художественный ансамбль, для которого предназначались росписи, — «Храм искусства», или «Храм философии» — можно отнести к романтическим утопиям. Иванов не закончил свою работу, и отчасти эта незавершенность выявляет грандиозность замысла, его уникальность как в истолковании библейских текстов, так и в стилистике акварельных композиций.

В процессе работы Иванов еще не представлял себе ясно ни архитектуру, ни интерьер здания, в котором они могли бы воплотиться. О вероятном облике будущего сооружения говорит лишь один лист в альбоме — «Портик дорического храма». Этот чертеж, выполненный братом художника, архитектором Сергеем Ивановым, вероятно, представляет собой проект фасада. Поэтому композиции стенных росписей, которые создавал Александр Иванов, мыслились им как плоскости в условном пространстве и не вписывались в конкретные архитектурные формы.

В «Библейских эскизах» выразились художественно-философские поиски Иванова, связанные с важнейшими для него вопросами: о миссии художника, о роли искусства и его воздействии на нравственное и духовное преобразование мира.

В первую выставку цикла включены произведения на евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя и рождением и детством Иисуса Христа. Главные сцены евангельской истории должны были занимать центральные поля отдельных стен здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого Завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Эти сюжеты традиционно интерпретировали как смысловые параллели евангельским событиям.

Продумывая первые росписи на темы Благовещения и Рождества Христова, Иванов предполагал включить в них — на боковых полях — сопоставимые по смыслу сцены из древней истории и античных мифов. Однако в акварельных эскизах мифологические сюжеты не воплотились и остались лишь набросками в листах с общими композициями росписей стен. Из заметок художника известно, что он стремился избежать «соблазнительной» или «комической сцены», чтобы не нарушить глубоко серьезный тон визуального повествования в будущем храме.

Акварельные эскизы стоят вне традиционных стилистических норм искусства того времени: они исполнены с исключительной творческой свободой, смелостью и новизной художественных приемов. Эти небольшие по размеру подготовительные работы имеют самостоятельную эстетическую ценность как шедевры акварельной живописи.

Уникальный графический цикл «Библейские эскизы», экспонируемый в непосредственной близости к живописным произведениям, расширяет представление о творческом пути Александра Иванова и позволяет увидеть подлинный масштаб художника.

Главное здание Третьяковской галереи, Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11

www.museum.ru/N76867
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 06.03.2021
 x    ?  

Открыт прием заявок на премию «Инновация-2021»

Онлайн-курс "Школа цифрового развития музеев"

Мультимедиа Арт Музей, Москва стал «Музеем года» 9-й ярмарки современного искусства Cosmoscow

Повышение квалификации для специалистов в области выставочных проектов и зрелищных мероприятий

Третья молодежная конференция направления «Пушкинский.Youth»

К 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова. Научный конгресс «Некрасов в XXI веке»

Научная конференция «Николай I и его эпоха»

Проект энциклопедии "Литературные музеи России" обсудят на конференции СПбГУ

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в г. Новокузнецке

Конференция "Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры"

Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Музеи в пространстве культуры: вызовы времени и новые решения» в Екатеринбурге

Журнал «Вопросы музеологии» приглашает к сотрудничеству новых авторов

План стажировок в Музее современной истории России в 2021 году

Семинар «Интерактивные ключи к культурному наследию в музейных экспозициях»

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее на 2021 год

"Школа музейного лидерства" приглашает к участию в семинарах

III Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Определены сроки и порядок проведения мероприятий

Конференция "Русский Север-2021. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия", г. Тотьма

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru