|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Персональная выставка Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды»
Персональная выставка нижегородского художника Евгения Стрелкова «Икс-Гибриды» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств представляет весь спектр его работы в формате книги художника. Этот вид современного искусство предполагает свободное экспериментирование с возможностями и границами графических материалов и техник, а также самим процессом коммуникации с книгой как объектом. Евгений Стрелков – физик по образованию и волжанин по месту проживания, чьи интересы относятся к области «нового краеведения» и «научного искусства». Его герои – путешественники и натуралисты XVIII столетия, прожектёры и реформаторы, физики и генетики недалёкого прошлого. В ряду любимых персонажей художника числятся исследователи Волги и Урала Самуил Гмелин и Василий Татищев («Таблица Гмелина», «Орнитофония», «Мамонт-эффект»), нижегородский светописец Максим Дмитриев («Фотопортация», «сИренада»), космист и ракетчик Константин Циолковский («Пять сюжетов», «Каналы Марса»), философ и изобретатель Алексей Хомяков («Хомяков hommage»), поэт и пророк Велимир Хлебников («Дельта Вэ») и, наконец, физик, правозащитник, публицист и политик Андрей Дмитриевич Сахаров. Заинтересовавшие события или личности побуждают Стрелкова к созданию рукодельной, отпечатанной, как правило, в технике шелкографии авторской книги, которая часто включает медиа- составляющую: анимационный ролик, слайд-фильм или графический звук. На выставке «Иск-Гибриды» представлено несколько ранних проектов, а также работы последних десяти лет, связанные с художественной интерпретацией научного поиска. Этот мотив зарифмован с названиями разделов экспозиции: «Образцы», «Слепки», «Препараты», «Гибриды», «Пробы» и «Сплавы», напоминающими об исследовательской природе творческого метода Стрелкова. Выставка посвящена феномену гибрида и вариациям его проявления в повседневной жизни, культуре и науке. В оптике Стрелкова это понятие приобретает множественную интерпретацию. Оно может быть представлено как знак, демонстрирующий синтез культур («Китайская грамота», «Эфемеры»), как следствие неразумного вмешательства человека в природу («Сирены: Каскад»), как практики современной нейрогенетики («Мушиный квартет», «Аудиобинокуляр») или как ожидание скорого возникновения новых видов живых организмов («CyberNeuruFauna»). Гибридность проявляется также в соединении разных печатных техник и авторских стилей, а кроме того – в самом исходном материале, так как научный поиск сам по себе является гибридом традиции и инновации. Такого рода «пятнистость» любого научного труда подчеркнута художником в парадоксальных сочетаниях архаичной и новаторской графики. Неизвестная «Икс» становится толчком к размышлению о моральной оценке процессов гибридизации. Подобно переменной величине в уравнении, ее смысл и значение открываются в результате решения задач, однако отнюдь не математических, а этических, с которыми сталкиваются как ученый, так и художник, а вслед за ними –зритель. Название выставки также отсылает к первоначальному наименованию рентгеновского излучения («икс-лучи»), а сам прием «просвечивания» внутренних структур объектов при помощи электромагнитных волн поэтизирован в нескольких проектах Стрелкова, образующих важный экспозиционный сюжет, связанный с историей создания водородной бомбы. В ядерном центре, расположенном с конца 1940-х годов в Серафимо-Саровском монастыре под Нижним Новгородом, удивительным образом (с интервалом в полторы сотни лет) сошлись фигуры Серафима Саровского и Андрея Сахарова. Здесь в кельях в середине прошлого века под ведомством КБ-11 начались исследования секретного объекта, были реализованы эксперименты с атомной и, позднее, водородной бомбой. Вследствие многочисленных подземных (неядерных) тестовых взрывов стены монастырского Успенского собора дали трещины, здание вскоре было разобрано, а иконостас утерян. Описанные события, подкрепленные воспоминаниями Андрея Сахарова и архивными источниками, подтолкнули Евгения Стрелкова к замыслу проектов, объединяющих традицию иконописи XVIII века и историю применения рентгена в науке ХХ столетия. Результатом стали три схожих по технике (шелкографическая печать на прозрачной пленке) произведения: «Третья идея», «Преображение-Икс», «Р.Д.С. бездна». В основе каждого изображения лежит иконографический сюжет (Деисус, Преображение, Сошествие во ад), трактованный будто рентгеновский снимок, на котором мы видим суставы, ребра, тазовые кости, фаланги пальцев – словно «просвеченные» термоядерным взрывом тела и лики святых. Граница между сакральным и профанным (иконостас в церкви обозначает именно эту преграду) под влиянием «иск-фактора» истончается до полупрозрачности. В этом контексте «Икс» уже не просто предмет научного любопытства, не название невидимых лучей, а маркер неизбежного нравственного выбора каждого ученого. Сахаров (как и его сотрудники в саровской лаборатории и их коллеги по всему миру) создавал чудовищное оружие, при этом пытаясь предотвратить назревающую войну. Современный физик, сродни святому Серафиму, укротившему по легенде дикого медведя, сдерживал им же сотворенного «зверя». Дальнейшая научная и общественная деятельность Сахарова открыла в нем непримиримого борца за запрещение ядерных испытаний. Гуманистические идеалы, к которым апеллировал ученый, остаются актуальными и по сей день. /Евгений Стрелков, Ирина Кудрявцева, Полина Платонова/ *** Евгений Стрелков (1963) – художник, дизайнер, режиссер анимации, музейный проектировщик, поэт. Окончил радиофизический факультет Нижегородского госуниверситета (1985), занимался геофизикой. С 1990 года увлекся графическим дизайном, затем – книгой художника и медиа-артом. С 2007 года популяризирует науку в музеях и на выставках, интересуется волжским краеведением. Начиная с 2000-х годов создаёт художественные работы, обыгрывающие методику и практику научного исследования, а также форматы экспедиционных журналов, навигационных карт и лабораторных отчётов. Куратор ряда групповых выставок на темы истории медиа и краеведения: «Иллюзион», «Радиообзор», «Волгатроника», «Парапромыслы», «Географика», «Ниже Нижнего». Участник выставок и экспозиций «Метагеография», «Новая антропология», «Лоции». В прошлом – руководитель программы «Графический кабинет» в Нижегородском Арсенале. Ныне – сотрудник Университета имени Н.И. Лобачевского, куратор экспозиционной площадки «Созерцатели Солнца». Живёт в Нижнем Новгороде. Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2014), финалист премии Сергея Курёхина (2016, 2019), неоднократный призёр Красноярской музейной биеннале и Красноярского фестиваля медиа и экранных искусcтв, участник Большого фестиваля мультфильмов, Суздальского фестиваля анимации, фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», фестивалей «Бессонница» и «Флаертиана», Уральской индустриальной биеннале.Кавалер Международной отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка. Работы для выставки «Икс-гибриды» выполнены Евгением Стрелковым при участии его коллег – программистов, музыкантов и художников: Алексея Циберева, Дмитрия Хазана, Игоря Колесова, Марка Булошникова, Ольги Шайдуллиной, Станислава Вдовина, Эдуарда Абубакирова, Вадима Филиппова, Михаила Погарского, Андрея Суздалева, Ольги Хан, Игоря Сорокина. www.museum.ru/N76776 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |