МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Игрушки из подушки»

c 4 декабря 2020 по 31 января 2021Приморский край
В Доме чиновника Суханова открыта выставка, посвящённая ватной ёлочной игрушке. Экспозиция прокладывает мостик между прошлым и настоящим этого необычного для нас праздничного украшения: в залах дома-музея представлены новогодние украшения из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, изготовленные вручную в артелях в 1930–1950 годах, и произведения современных мастеров декоративно-прикладного искусства из Владивостока и Находки.

Ватная игрушка была главной гостьей праздничных ёлок нашей страны с конца XIX века и до 1950-х годов — дешёвую и достаточно простую в изготовлении, её могли позволить себе почти все. Во второй половине XX века блестящая и яркая стеклянная сестра вытеснила ватную игрушку, однако традиция её создания сохранилась: в 2010-х годах мастера из разных концов России начали возрождать и развивать это новогоднее ремесло. На выставке «Игрушки из подушки» представлены работы Елены Георгиевой, Оксаны Ивашковой, Татьяны Золотарёвой и Маргариты Котляровой.

Анастасия Игнатенко, научный сотрудник Дома чиновника Суханова:

«В конце XIX — начале XX века далеко не у каждой российской семьи были деньги для покупки стеклянных игрушек, поэтому обычные жители чаще всего использовали именно ватные. Выставка раскрывает историю новогоднего праздника: и через старые игрушки, которые могли украшать дома горожан прошлого столетия, и через произведения современных мастеров».

Образ старинного Владивостока можно увидеть в композиции «Дама с няней-японкой»: вплоть до Русско-японской войны 1904–1905 годов состоятельные жители города охотно нанимали на работу японских слуг, которые нередко становились практически членами семьи. Также на выставке много продуманных игрушек с небольшими деталями, требующими от мастера почти ювелирной точности. Чтобы композиция была интересной и привлекала взгляд, нужно не только создать образ, но и продумать элементы одежды фигурок, поставить их в «живую» позу, уложить волосы в причёску и придать лицам подходящее выражение — как, например, в сценках с детьми, играющими в снегу или украшающими ёлку.

Оксана Ивашкова, мастер ватной игрушки и декупажа:

«Для создания игрушки нужно три основных материала: вата, клеевой состав и проволочный каркас. Естественно, наши игрушки отличаются от старинных, потому что они выполнены с использованием современных материалов и красок, они не такие блёклые. Кроме того, помогают современные технологии: например, полимерная глина, благодаря которой нам легче делать лица, чем мастерам, работавшим сто лет назад».

Первые ватные игрушки появились в конце XIX века. Так как декорирование ёлки стеклянными украшениями обходилось невероятно дорого — за одну игрушку из стекла тогда можно было купить корову, — возникла потребность в доступной альтернативе. Сначала появился картонаж — фигурки, вырезанные из картона, дополнялись элементами из бумаги и ваты, к ним приклеивались штампованные лица, крылышки, звёзды и другие атрибуты Рождества. Нередко дамы создавали картонаж для домашней ёлки самостоятельно: они вырезали из журналов картинки, покупали готовые детали или оформляли игрушку при помощи подручных средств. Позже ватные игрушки стали объёмными, и вплоть до 1917 года они были самым популярным украшением рождественского дерева.

После революции Рождество было объявлено вне закона, и только в 1935 году Павел Постышев предложил вернуть праздничную ёлку советским детям — уже как символ Нового года. Ватная игрушка получила вторую жизнь — умельцы, занимавшиеся её созданием ещё до революции, начали обучать новых мастеров, по всей стране стали открываться артели, в которых украшения создавались вручную по установленному образцу.

В это же время родилась помощница Деда Мороза — Снегурочка. Знакомая всем детям страны пара новогодних персонажей — главный зимний волшебник и его внучка, — представлены на выставке в современном исполнении. Мастер декоративно-прикладного искусства Елена Георгиева использовала при их создании специальную матрасную вату, привезённую из Узбекистана: благодаря желтоватому оттенку и мелким вкраплениям игрушки приобретают налёт старины.

Елена Георгиева, мастер ватной игрушки:

«При создании Деда Мороза и Снегурочки я использовала собственную технологию в сочетании со старинной: рассчитала и начертила каркас, как инженер, вырезала его из дерева на лазерном станке, и потом уже доработала игрушки.

Я редко занимаюсь покраской готовых работ и обычно использую уже окрашенную вату, хотя на выставке и представлено несколько моих игрушек-фруктов и ватных «пряников», декорированных акварелью».

Выставку «Игрушки из подушки» в Доме чиновника Суханова (Владивосток, ул. Суханова, 9) все желающие могут посетить до 31 января 2021 года.

www.museum.ru/N76610
Ваше мнение »»

»»Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Адрес:Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 20
Проезд:Городским транспортом до ост. "Центр", "Семеновская", "Серая лошадь", далее пешком
Телефоны:(423) 241-1173 (админ.), 241-4082 (справ.)
URL:arseniev.org/
EMail:office@arseniev.org


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки, для детей


 
новости и события: 24.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru