МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Екатерина Великая. Золотой век Российской империи" в Центре "Эрмитаж-Казань"

c 7 ноября 2020 по 11 апреля 2021Республика Татарстан
Екатерина Великая. Золотой век Российской империи

Из собрания Государственного Эрмитажа

Дни Эрмитажа в Казани-2020

7 ноября 2020 - 11 апреля 2021

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль", центр "Эрмитаж - Казань"

7 ноября 2020 года в центре "Эрмитаж - Казань" в рамках Дней Эрмитажа начнет работу выставка "Екатерина Великая. Золотой век Российской империи" - масштабное повествование не только о личности самой царицы, но и об истории России, которой она правила тридцать четыре года.

Только два российских государя удостоились называться "великими": Пётр I и Екатерина II. Трудно найти какую-либо сферу жизни империи, которую Екатерина II обошла бы своим вниманием. В России процветали науки и искусства, развивались фабрики и заводы, строились и благоустраивались города. В это время были заложены основы территориального деления государства и его административного управления, разрабатывались принципы обучения и воспитания юношества, проводились преобразования, которые на многие десятилетия предопределили ход развития российской истории. Екатерининское правление - это эпоха великих полководцев и блестящих воинских побед. Правление Екатерины II совершенно справедливо называют "Золотым веком Российской империи".

Выставка, развёрнутая в залах центра "Эрмитаж - Казань", включает в себя множество тематических разделов. История приезда юной немецкой принцессы в Россию, её жизнь при дворе императрицы Елизаветы Петровны, дворцовый переворот 1762 года и коронация Екатерины II, коллекционирование, придворная и семейная жизнь. Для иллюстрирования этих тем будут выставлены известные парадные портреты императрицы работы Андреаса Каспара Гюне и Вигилиуса Эриксена, двойной портрет великих княжон Александры Павловны и Елены Павловны, личные вещи князей Константина Павловича и Александра Павловича, будущего императора Александра I. В залах представлено множество мемориальных вещей, принадлежавших Екатерине Великой и другим членам императорской семьи: костюмы, детские игрушки, драгоценности, оружие, предметы мебели, камеи, фарфоровые сервизы, написанные Екатериной II для своих внуков книги, собственноручно исполненные высочайшими особами художественные произведения и многое другое. Некоторые экспонаты были специально отреставрированы к выставке и демонстрируются впервые.

Екатерина II считается основательницей Эрмитажа. В России XVIII века слово "эрмитаж", которое переводится как "приют отшельника", имело несколько значений. Так, барон Мари Даниэль де Корберон, находившийся с 1775 года во французской дипломатической миссии в России, писал: "Нам показали затем Эрмитаж - это небольшие апартаменты ее императорского величества". "Малыми Эрмитажами" назывались также собрания, куда приглашалось от шестидесяти до восьмидесяти человек; для них устраивались спектакли в Эрмитажном театре, ужины. Затем слово "Эрмитаж" стало употребляться для обозначения не только помещения, где царственные особы отдыхали в кругу близких людей, но и самих собраний у императрицы, где гости любовались произведениями искусства, играли в карты, слушали музыку, беседовали, читали новые произведения поэты и писатели. Посетители выставки смогут познакомиться с шуточными правилами посещения таких Эрмитажей, составленными Екатериной II, и убедиться, что некоторые положения не потеряли своей актуальности и по сей день, например: "Говорить умеренно, и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши или голова не заболела".

Экспонаты второй части выставки рассказывают об основных событиях царствования Екатерины II, о развитии ремесел и художеств, о реформах императрицы, направленных на просвещение подданных. Благодаря проводимой ей политике протекционизма, в России развивались мануфактуры и фабрики: обеспечивая их заказами, приглашая для работы ведущих европейских и российских мастеров, Екатерина II способствовала процветанию, как существующих предприятий, так и новых, возникших в период её правления. О различных способах поддержки "бизнеса" в те времена рассказывают изделия из тульской стали, фарфора, стекла, цветного камня, кости, а также образцы шпалерного ткачества из собрания Эрмитажа. Многие из этих предметов принадлежали самой императрице.

Эпоха правления Екатерины II - важнейший этап и в истории Казани, что во многом отразилось в концепции выставки. В 1767 году Екатерина II во время путешествия по полюбившейся ей Волге посетила Казань и провела здесь несколько дней. Город произвел на нее благоприятное впечатление, она писала: "нам здесь весьма хорошо, и истинно как дома". Жители Казани называли её "Эби-патша", что значит "Бабушка-царица". На выставке можно увидеть гравюры с видами Казани и ее окрестностей, портреты Екатерины II в дорожном костюме и вещи, которые она брала с собой в путешествия.

При императрице Екатерине началось систематическое изучение татарской истории, культуры и языка. Были изданы "Азбука татарского языка", перевод на русский язык Корана, сочинение Петра Ивановича Рычкова "Опыт казанской истории древних и средних времен", "История о Казанском царстве" и другие книги, часть из которых представлена на экспозиции. Невозможно вести речь о словесности XVIII века, не упомянув Гавриилу Романовича Державина, уроженца Казани: его бронзовый бюст также можно увидеть на выставке. Поэт посвятил родному краю множество строк, в том числе, знаменитое стихотворение "Арфа" 1798 года.

Один из разделов выставки повествует о Пугачевском бунте. Ставка командующего войсками, направленными Екатериной II на подавление восстания, размещалась в Казани. Кроме того, недалеко от города состоялись сражения, обратившие "пугачёвцев" в бегство и способствовавшие подавлению мятежа.

Екатерина II заботилась о том, чтобы губернаторы могли достойным образом принимать высоких гостей и саму императрицу. По указам государыни в 1770 - 1780-е годы были изготовлены так называемые наместнические или губернские серебряные сервизы. В собрании Эрмитажа сохранилось несколько предметов из Казанского сервиза, которые также экспонируются на выставке.

Автор концепции и куратор выставки - старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Юрьевна Бахарева.

К выставке издан иллюстрированный научный каталог, включающий вступительное слово президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, вступительное слово генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, статьи и каталожные описания экспонатов, составленные научными сотрудниками Государственного Эрмитажа.

Выставка сопровождается широкой просветительской программой. В рамках Дней Эрмитажа в Казани куратор выставки Наталья Юрьевна Бахарева прочитает цикл лекций об императрице Екатерине Великой.

www.museum.ru/N76372
Ваше мнение »»

»»Центр "Эрмитаж-Казань"
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, а/я 522
Проезд:Ст. м. "Кремлевская". Все виды наземного транспорта до ост. "Центральный стадион"
Телефоны:(843) 567-80-32, 567-80-34
URL:kazan-kremlin.ru
EMail:kazan.kreml@tatar.ru, hermitage-kazan@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru